Тяжелые наступают времена для читателей. Жалко читателей. Кончается год, еще день, другой — и все ринутся подводить итоги. И в социальных сетях, и в периодических изданиях тоже. Замелькают в лентах заголовки. «Пять самых милых щеночков 2021 года», «Пять самых страшных катастроф», «Четыре миллиона и одно мудрое высказывание президента». Ну, что делать, потерпим, а «Власть» обещает держаться. Очень постараемся ничего подобного не творить, хотя, конечно, это непросто.
На следующей неделе и у Владимира Путина будет возможность подвести персональные итоги — грядет Большая пресс-конференция, на которую в этом году просто так аккредитоваться нельзя: Кремль сам будет выбирать достойных. Официальная причина — ковид, но тут, кажется, и не надо выдумывать причин. Могут себе позволить, вот и позволяют. Обещали, кстати, даже некоторым иноагентам дать шанс пообщаться с вождем. Ну, посмотрим.
Это не то, чтобы совсем уж мелочь, это важно для понимания логики сегодняшнего разговора, однако есть ощущение, что Путину пора подводить итоги не только года. И нет, я не о том, что он вдруг может уйти — он не уйдет. Просто год оказался этапным, внутри политической системы накопилась критическая масса изменений, и нужно устройство России переосмыслить. Переописать, что ли, зафиксировать важный исторический момент. Есть даже календарный повод — 30 лет со дня подписания Беловежских соглашений (или, как выражается наш президент, — величайшей геополитической катастрофы).
Это и делается. Неожиданной попыткой подведения итогов стал, например, фильм «Россия. Новейшая история», который в День Конституции показал канал «Россия 1». Он как раз — как бы, вспомним эту устаревшую речевую конструкцию, — про юбилей, про развал Союза и про страшные девяностые. Но главный герой там — именно Путин, обильно повествующий о собственных достижениях. В девяностые, — рассказывает президент верному своему народу, — «практически шла гражданская война», а сам он, чтобы выжить, вынужден был подрабатывать таксистом. Но потом, благодаря его героическим трудам, все наладилось. Новейшая история России оказалась дорогой от катастрофы к процветанию, и это — личная заслуга президента. Собственно, он и есть новейшая история России, он ее настоящее, он же ее будущее. А верный народ он готов поблагодарить за неизменную поддержку, часто — вопреки трудностям. Готов поблагодарить и благодарит.
Это — точно не мелочь, это важная веха, заявка на схему, в соответствии с которой в эпоху перезрелого путинизма следует историю описывать и осмыслять. В центре — вождь, его жизнь — подвиг и служение, он вывел нас из тьмы к свету, но впереди еще много трудностей, и только под его мудрым руководством мы сможем эти трудности преодолеть.
Тут немного нового, но когда излагают это доходчиво и компактно, впечатляет.
Прощай, равнодушие!
Дело, впрочем, не в юбилеях. Во-вторых (начнем, ради разнообразия, с «во-вторых»), 2021 год — это год, когда легальная политика в России была отменена. Новейшая история рассказывает о себе из телевизора, а вот политика сидит в тюрьме.