Глава ФСБ Александр Бортников и президент РФ Владимир Путин

Глава ФСБ Александр Бортников и президент РФ Владимир Путин

Michael Klimentyev / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

20 декабря сотрудники органов госбезопасности России отмечают свой профессиональный праздник. О причинах деградации российских спецслужб, их идеологии и классовом характере, а также о чекистских традициях в интервью Republic рассуждает историк спецслужб Александр Колпакиди — автор книг «Империя ГРУ», «Внешняя разведка России», «Энциклопедия секретных служб России», «100 лет российским спецслужбам. От ВЧК до ФСБ» и множества других.

«В спецслужбах сегодня необычайное количество молодежи — и там они явно интеллектуально не растут»

— Почти три года назад в одной из публичных дискуссий, посвященной провалу сотрудников ГРУ Петрова и Боширова в Великобритании, вы согласились, что наши спецслужбы деградировали. Вы так их охарактеризовали: «Они похожи скорее на бандитов, но никак не на оперативных сотрудников. Оперативный сотрудник должен уметь говорить, даже спецназовцы, которых я лично знаю, и то интеллектуальные люди. Я, правда, невнимательно смотрел их интервью, потому что без хохота смотреть невозможно, но это действительно за гранью реальности. Предыдущие тоже все истории за гранью реальности. В Советском Союзе такого не было». Затем было отравление Навального, оппозиционер раскрыл имена отравителей — снова провал. На ваш взгляд, после этого руководство наших спецcлужб сделало какие-то выводы для исправления ситуации?

— Фамилии тех людей, которые были озвучены Навальным как его отравители, были изъяты из Росреестра, и теперь официально их квартирами владеет Российская Федерация. Вот и все. А что еще может измениться? Система-то не поменялась. Сделают какой-то косметический ремонт, одних отругают, уберут, на их место назначат новых людей. Проблема в том, что система, по сути, не меняется.

— Стоит упомянуть еще одно недавнее событие. На днях суд в Берлине приговорил гражданина России Вадима Красикова к пожизненному заключению по обвинению в убийстве в Берлине гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили. Расследователи из проекта Bellingcat (внесен в реестр иностранных агентов), журнала Der Spiegel и российского The Insider (внесен в реестр иностранных агентов) установили, что Красиков мог служить в спецподразделении ФСБ «Вымпел». История вызвала дипломатический скандал: немцы объявили о высылке двух российских дипломатов из страны. И все это в период, когда на кону стоит проект «Северный поток — 2». Ваше мнение по поводу этой истории?

— Если это правда, а не подстава западных спецслужб, то это не просто непрофессионализм, а какое-то безумие. Приказы о таких убийствах отдаются на самом верху, это может говорить о том, что там совсем «отмороженные». А если это провокация западных спецслужб, тогда почему наши СМИ никак не разоблачают всю эту историю, не опровергают?

— В чем, на ваш взгляд, заключается деградация спецслужб?

— Сотрудник едет за границу выполнять ответственное задание и сохраняет чек оплаты такси в Москве. Другой отправляет деньги на госпереворот, указывает адрес спецслужбы. Это все случаи из реальной работы наших спецслужб. Это даже не анекдот.

Возьмем, например, историю со Скрипалями. Я общался с ветеранами спецслужб, они меня убеждали, что это все провокация западных спецслужб. Но ведь ответов на многие вопросы так и нет: что делали эти двое («Петров» и «Боширов». — Republic) там в то время, куда они потом поехали и куда делись после интервью с Симоньян? Они даже не смогли дать нормальное интервью. В советское время были пресс-конференции с разоблачением каких-то агентов. Но все это делалось без сучка и задоринки — а сейчас стыдно смотреть. Это все свидетельствует о вопиющей некомпетентности.

Единственное, чему они хорошо научились, — превращать с помощью пропаганды каждый такой случай в тайну Бермудского треугольника. Сбрасывают массу лживой информации, в которой уже и не выловишь никакой правды.

Еще хочу обратить внимание на такую проблему — в спецслужбах сегодня необычайное количество молодежи, совсем зеленые ребята. Меня мучают тяжкие сомнения, что эта молодежь способна адекватно реагировать на происходящее. Кроме того, они плод нашего российского общества, где ужасающе плохое образование. И это, к сожалению, сильно сказывается на них. Я не вижу там каких-то молодых людей, которые более-менее развиты и есть о чем с ними побеседовать, отсутствуют культура и понимание жизни — что прикажут, то и сделают. Я не скажу, что они дураки, они просто жертвы нашего образования. И в спецслужбах они явно интеллектуально не растут. Но, вероятно, там это и не надо.

Честно скажу, я сам общался с этими ребятами. Они хорошие, в основном честные, из бедных семей, мажоры туда сейчас не лезут. Мотивация у них — карьера и верный кусок хлеба. Хотя кому-то служба дает возможность реализовать свои криминальные наклонности. Как мы видим по ряду судебных дел, там это вполне возможно.

Мы живем в обществе, где есть одна руководящая сила — она руководит, а остальные только выполняют. Это так называемый режим ручного управления, когда все зависит от одного человека. В спецслужбах этот принцип ярко выражен. В итоге этот принцип приводит к сбоям: этот человек может замешкаться, отвлечься, не может один человек в такой огромной стране адекватно реагировать на все эти проблемы. Поэтому, когда рядовые сотрудники спецслужб не знают, что делать, они предпочитают вообще ничего не делать. Соответственно, из-за этого возникает масса проблем.