Китайская картина 90-х годов. Дэн Сяопин  ведет народ к успешным экономических реформам. Фото:  Antonio Pisacreta / Ropi / ZUMA / Global Look Press

Китайская картина 90-х годов. Дэн Сяопин ведет народ к успешным экономических реформам. Фото: Antonio Pisacreta / Ropi / ZUMA / Global Look Press

Впервые искомое определение на самом высоком уровне появилось минувшим летом в речи по случаю 100-летия Компартии Китая ее лидера Си Цзиньпина: «На основе продолжения и развития социализма с китайской спецификой, содействия скоординированному развитию материальной, политической, духовной, социальной, а также экологической культуры мы создали новую китайскую модель модернизации, создали новую форму человеческой цивилизации (выделено мною)».

В коммюнике «исторического» ноябрьского Пленума ЦК КПК эта новация приобрела проекцию уже и на внешний мир: «Под руководством КПК люди успешно проложили путь модернизации с китайскими особенностями, создали новую форму человеческой цивилизации и расширили возможности для развивающихся стран по достижению модернизации».

Внешняя проекция была еще более усилена в резолюции того же Пленума: «Столетняя борьба КПК оказала глубокое влияние на мировой исторический процесс… В течение прошлого столетия КПК боролась как за счастье китайского народа и возрождение китайской нации, так и за прогресс человечества и великое единение мира, своей неустанной борьбой существенно изменила тенденцию мирового развития и мироустройство. Партия, ведя за собой народ, успешно сформировала китайскую модель модернизации, создала новую форму человеческой цивилизации, открыла развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставила совершенно новые альтернативы странам и нациям, стремящимся ускорить свое развитие и желающим сохранить собственную независимость».

В той же резолюции Компартии Китая приписывается «усвоение всех лучших достижений цивилизации, созданных человечеством», а приоритетной задачей КПК определяется возрождение «блестящей традиционной цивилизации Китая» (пострадавшей из-за вторжения западных держав и феодального правления), а также создание на ее основе своего рода «новой человеческой цивилизации».

Ну, и конечно, этот революционно-мессианский настрой взялись вовсю развивать китайские партийные идеологи и публицисты. Вот одно красноречивое высказывание: «Новый путь модернизации в китайском стиле с самого начала поставил основной целью великое обновление китайской нации… великие проекты, великие начинания и великие мечты, ломая устоявшиеся нарративы: «глобализация = вестернизация», «вестернизация = модернизация» и «модернизация = маркетизация». Эта парадигма преподносит опыт Китая странам мира, которые столкнулись с теми же проблемами и теми же потребностями, что и Китай«.

Под впечатлением всего выше сказанного мы сформулировали вопрос экспертам таким образом: Разделяете ли убеждение китайского руководства о том, что китайским народом под руководством коммунистической партии создана »новая форма человеческой цивилизации. обладающая огромной ценностью… для будущего развития человеческой цивилизации«. И насколько воспримет мир эту «новую форму цивилизации»?

Вот какие ответы получили. Сразу предупрежу, что не всем читателям из аудитории Republic они придутся по вкусу.