Фото: Минобороны РФ
Проходящая в Казахстане первая в истории Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) военная операция проводится по рецептам агитпропа, описанного в знаменитом романе Оруэлла «1984». Неизвестное количество воздушно-десантных войск России направлено для борьбы с агрессором, неизвестно откуда взявшимся.
Между тем в начале января 2022-го случилось то, о чем говорили последние годы аналитики, утверждавшие, что бывшие советские республики Средней Азии, которые представляют собой слабые авторитарные режимы, неизбежно станут источником нестабильности на долгие годы. Правда, вопреки ожиданиям, самым слабым звеном оказался Казахстан, еще вчера казавшийся самым устойчивым в Центральной Азии.
События в соседней стране неслись под гору как снежный ком. Все началось с протестов, имевших социально-экономические основания. Непосредственным поводом стал рост цен на газ, который используется в Казахстане как автомобильное топливо. Но практически мгновенно протесты приобрели политический характер: одним из главных требований стал полный уход от власти бывшего президента Назарбаева и его клана. Надо сказать, власть отреагировала вполне адекватно: президент Токаев не побоялся нарушить Конституцию, которая пожизненно закрепляет за первым президентом председательство в Совете безопасности. Токаев объявил, что лично возглавил Совбез и отстранил ставленников Назарбаева от руководства службами безопасности страны.
Именно в этот момент к протестующим присоединились некие остающиеся неизвестными боевики, которые без труда, при попустительстве силовых структур, захватили арсеналы полиции и комитета национальной безопасности. Начались поджоги и мародерство, зверские убийства. Президент Казахстана Токаев в этой ситуации, запинаясь, заявил, что страна подверглась иностранной агрессии (при этом не было сказано, какое же государство является нападающей стороной), и запросил на этом основании помощь от членов Организации Договора коллективной безопасности. Ранее к подобным просьбам в ОДКБ относились, мягко говоря, скептически.