У моего хорошего знакомого, блистательного критика, есть радикальная трактовка фильма «Осенний марафон». Суть ее в том, что Билл Хансен, профессор из Дании, заставляющий Бузыкина бегать по утрам и пристающий к нему с нудными вопросами о Достоевском, — не человек и даже не воображаемый друг главного героя. Он его член.
В этом диком, на первый взгляд, предположении лишь доля шутки. Если вдуматься, гипотеза очень логична. Профессор Х. будит Бузыкина чуть свет, и сонный Бузыкин не контролирует его так же, как утреннюю эрекцию — и то, и другое просто случается как напоминание, что мужчина, пусть и потрепанный, замученный, все еще в относительном расцвете сил. То, что Хансена видят другие персонажи, тоже не проблема. Для Нины, жены, он, разумеется, источник вечного беспокойства, она же все время боится и ждет, что вот Бузыкин опять соврет, опять изменит. Слесарь-сосед Харитонов видит в Бузыкине хоть и интеллигента, но в целом нормального мужика, с которым можно выпить, а х. к мужику прилагается по умолчанию. Это, кстати, объясняет, почему их так развезло с одной бутылки — пили-то двое, не трое. Последующий поход по грибы, бегство Бузыкина, героический вояж Харитонова и Хансена по магазинам и вытрезвитель в итоге — уже просто картины спутанного сознания; кто там с кем пил, назавтра не вспомнить. Характерно, что консьержка в отеле Хансена не узнает, а милиционер в вытрезвителе, фиксируя показания Бузыкина, прямо отрицает существование какого-то Билла из Дании: «у него же нет документов». А то, что Хансена не видит Алла, любовница, можно понимать как печальный факт, что секса у них с Бузыкиным нет: негде, некогда, а единственный раз, когда Бузыкин остается на ночь в ее коммуналке, он слишком измучен и просто засыпает.
Короче, теория стройная, метафора хорошая.
Спасибо, видимо следует посмотреть "стыд".
Блестящий анализ, и даже неважно, со всем ли согласен.
"Стыд" не видел.
"Осенний марафон" представлен Олегом Зинцовым очень интересно. Вспомнил статью Николая Бердяева "О "вечно бабьем" в русской душе" (1914). В ней он писал: " Великая беда русской души <...> в женственной пассивности, переходящей в "бабье", в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав".
Мы до сих пор бегаем по замкнутому кругу. Однако переход к рынку толкнул многих людей к тому, что делает человека мужественным (не только мужчин, но и женщин). Люди берут в свои руки свою жизнь и строят ее так, как им этого хочется. Это и стало причиной конфликтом между властью и появившимся новым народом. Пока он носит локальный характер, но со временем станет глобальным. Власть хочет, чтобы люди опять стали Бузыкиными, и делает очень многое, чтобы вернуть психологию "совка". До добра это не доведет.
Неожиданный ракурс.
Захотелось пересмотреть оба фильма.
Спасибо!
Очень необычно! Спасибо, автор
великолепная колонка!
спасибо, приятно)
Всегда приятно (и познавательно) читать ваши обзоры!
спасибо!