Подразделения миротворческого контингента коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстане.  Фото: mil.ru

Подразделения миротворческого контингента коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстане. Фото: mil.ru

Министерство обороны России

Миссия миротворцев ОДКБ в Казахстане оказалась стремительной — всего несколько дней, и тем не менее это хороший повод обсудить механизмы использования этого ресурса и разобраться, кто кем воспользовался в этой истории. После того как протесты в Казахстане к 5 января 2022 г. сначала политизировались, а затем начали местами перерастать в грабежи и погромы, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) направила в республику солидный миротворческий контингент. Порядка 2500 человек (из 3600 имеющихся всего), главным образом, из России, были переброшены в район Алматы в течение 3 суток (для сравнения, в ноябре 2020 г. Россия столь же быстро развернула в Нагорном Карабахе миротворческий контингент численностью около 2000 человек). Правда, уже 11 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что их миссия завершена и миротворцы начинают отбывать домой, дав им на возвращение еще 10 дней.

Эта скоротечная история изначально породила у многих подозрения, что главными бенефициарами происходящего стали Кремль и лично Владимир Путин. Однако, на мой взгляд, методологически неверно объяснять все события в мире, в которых участвует Россия, личными мотивами и/или психологией ее руководителя, и это тем более неверно, когда мы имеем дело с международными институтами вроде ОДКБ, даже если главную роль в этой организации играет Россия. И самое интересное во всей этой миротворческой истории, по моему мнению, то, как президент Казахстана использовал ОДКБ в своих политических целях, а у Москвы и ее союзников просто не оказалось выбора — и они вынуждены были откликнуться на призыв Токаева.