Петр Порошенко перед зданием суда. 17 января 2022. Фото: Yuliia Ovsyannikova / Gloal Look Press

Петр Порошенко перед зданием суда. 17 января 2022. Фото: Yuliia Ovsyannikova / Gloal Look Press

Кажется, Алексей Навальный создал новый стандарт возвращения на родину опального политика. По крайней мере, на постсоветском пространстве. На этот раз по сценарию Навального в Украину вернулся ее бывший президент, а ныне преследуемый властью лидер украинской оппозиции Петр Порошенко. Он провел месяц вдали от родины, где его подозревают в государственной измене и содействии деятельности террористическим организациям, за что ему грозит до 15 лет заключения. Дело, в рамках которого Порошенко предъявляют такое тяжелое обвинение, касается поставок угля с неподконтрольных Киеву территорий Донбасса в период, когда Порошенко был президентом Украины. Но, несмотря на угрозу ареста, Петр Порошенко 17 января 2022 года прилетел из Варшавы в Киев на обычном рейсовом самолете бюджетной венгерской авиакомпании Wizz Air.

Угольное дело

В середине 2014 года украинская власть столкнулась с проблемой, грозящей перерасти в серьезный энергетический кризис еще до начала отопительного сезона. Вызвана она была возникшим дефицитом антрацита — сорта угля, который является сырьем для половины электростанций страны. Его традиционно добывают в шахтах Донецкой и Луганской областей, оказавшихся на подконтрольных сепаратистам территориях, из-за чего в июле 2014 года поставки угля оттуда прекратились. Нужно было срочно найти выход из сложившейся ситуации, и правительство стало искать альтернативу донбасскому углю. Вариантов было несколько: похожий по характеристикам антрацит есть в Австралии, Колумбии, США и Южной Африке. В августе министерство энергетики и угольной промышленности Украины, казалось, нашло выход — топливо для государственных теплоэлектростанций должны были закупить в ЮАР. Госкомпания «Укринтерэнерго» подписала семимесячный контракт на поставку 1 миллиона тонн антрацита из ЮАР по цене $112 за тонну. Поставщиком стал британский трейдер Steel Mont Trading. Первые партии прибыли в Украину в начале ноября. Но уже через несколько дней на заседании Совета национальной безопасности и обороны президент Петр Порошенко публично раскритиковал условия контракта и качество южноафриканского угля. Это стало поводом для Генпрокуратуры открыть уголовное дело против главы «Укринтерэнерго», обвинив его в покупке некачественного угля по завышенной цене. Разногласия во взглядах спровоцировали публичный конфликт между президентом и кабинетом министров Арсения Яценюка. Его следствием стала смена министра энергетики. По квоте «Блока Петра Порошенко» эту должность занял Владимир Демчишин, ранее возглавлявший Национальную комиссию по регулированию энергетики и коммунальных услуг. Таким образом, контракт с Steel Mont Trading был сорван, трейдер успел поставить в Украину только четверть оговоренного объема. А вскоре и Россия ввела мораторий на поставки угля.

В результате государственная энергогенерирующая компания «Центрэнерго» вынуждена была покупать уголь с шахт, оказавшихся под контролем сепаратистов. В декабре 2014 года два недействующих госпредприятия — «Луганскуголь» и «Шахта им. Киселева» — были перерегистрированы в Киеве. С ними «Центрэнерго» и заключило соглашения на поставки угля из самопровозглашенных ДНР и ЛНР на общую сумму более 3 млрд гривен.

По данным СБУ, организации поставок с этих территорий на украинские ТЭС способствовали два человека: кум Путина, депутат Верховной рады Виктор Медведчук и известный в угольной отрасли бизнесмен Сергей Кузяра. По версии следствия, они лично договаривались с представителями ДНР и ЛНР о поставках топлива и механизме расчетов — за наличные и по предоплате. По подсчетам силовиков, «Центрэнерго» в общей сложности купило у самопровозглашенных республик антрацит, по меньшей мере, на 205 млн гривен, деньги выводились на подставные фирмы и наличными перевозились через линию фронта, так как украинские банки к тому времени уже закрыли свои отделения в ДНР и ЛНР. Как утверждает следствие, эти деньги ушли руководству непризнанных республик Донбасса.