— Конечно, всех волнует, как Президент Токаев будет избавляться от природного проклятья страны, изживать рентную психологию и клановость казахстанской элиты. Но сначала спрошу, насколько, на Ваш взгляд, он готов к проведению реформ в своей стране, так сказать, в академическом плане?
— Диссертацию Касым-Жомарт Кемелевич защищал по внешнеполитической стратегии Казахстана. Главная задача этой стратегии, как определил диссертант, заключалась в том, чтобы создать оптимальные внешние условия для развития государства и модернизации казахстанской экономики. В этой связи он изучил опыт различных стран, который мог бы пригодиться Казахстану. Сделал это диссертант в высшей степени профессионально. Кроме этого, Токаев выпустил десятки монографий, сотни статей и постоянно выступал на темы, посвященные моделям модернизации различных государств: это касалось и азиатских стран, и государств Европы, и стран постсоветского пространства, и США. Многие из этих монографий переведены и изданы в других странах и изучаются. В частности, студенты, аспиранты Дипломатической академии МИД России регулярно пользуются трудами Токаева.
Опыт «азиатских тигров» был и будет востребован
— В какой степени и в каких аспектах, на Ваш взгляд, господин Токаев заимствует реформенный опыт Китая, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня?
— Напомним, что реформы начал Назарбаев, первый президент; Касым-Жомарт Кемелевич Токаев вносил очень ценный вклад и работал в тесной связке с президентом, но руководил реформами все-таки Назарбаев. Это надо признать, при всей той критике, которая раздается в адрес Назарбаева и его окружения. Конечно, Токаев придавал реформам дополнительные импульсы развития с учетом результатов тех теоретических исследований, которые он вел. Он прекрасно знаком с опытом Южной Кореи, Сингапура, Тайваня.
Но у этих территорий были совершенно другие стартовые условия. Схожие же с Казахстаном условия были, прежде всего, у постсоветских республик. Все мы вышли из одного государства и одной административно-командной, по сути, сталинской модели.
Что касается Китая, то он был и остается коммунистической страной, но Китай начал реформы, не базируясь на административно-командной системе. Прежний, маоистский Китай к тому моменту пришел к полному разладу и хаосу в экономике и социальной жизни в результате так называемой «культурной революции». Так что там были другие стартовые условия.
А здесь — повторяю, к моменту обретения Казахстаном независимости — существовала административно-командная система. Тем не менее, что-то безусловно, Казахстан взял у «азиатских тигров», стран, которые добились значительных экономических успехов. Что было взято? Создание рыночной экономики! Необходимо было отказаться от административно-командной системы, которая не работала, не удовлетворяла потребности населения в элементарных вещах и, кроме того, мешала техническому прогрессу. Акцент при этом был сделан на поощрение малого и среднего бизнеса, то, в чем преуспели и Сингапур, и Тайвань, и Япония, в меньшей степени Южная Корея.
Getty Images / Bloomberg / Munshi Ahmed