
Процветание, по убеждению К.-Ж.Токаева, должно коснуться не только столичных городов. (Нур-Султан. Фото: Michael Runkel / Global Look Press)
— Конечно, всех волнует, как Президент Токаев будет избавляться от природного проклятья страны, изживать рентную психологию и клановость казахстанской элиты. Но сначала спрошу, насколько, на Ваш взгляд, он готов к проведению реформ в своей стране, так сказать, в академическом плане?
— Диссертацию Касым-Жомарт Кемелевич защищал по внешнеполитической стратегии Казахстана. Главная задача этой стратегии, как определил диссертант, заключалась в том, чтобы создать оптимальные внешние условия для развития государства и модернизации казахстанской экономики. В этой связи он изучил опыт различных стран, который мог бы пригодиться Казахстану. Сделал это диссертант в высшей степени профессионально. Кроме этого, Токаев выпустил десятки монографий, сотни статей и постоянно выступал на темы, посвященные моделям модернизации различных государств: это касалось и азиатских стран, и государств Европы, и стран постсоветского пространства, и США. Многие из этих монографий переведены и изданы в других странах и изучаются. В частности, студенты, аспиранты Дипломатической академии МИД России регулярно пользуются трудами Токаева.
Защита докторской диссертации Премьер-министра Казахстана К.К.Токаева в Дипакадемии МИД РФ. На фото К.К.Токаев (2-й справа), глава МИД РФ И.С.Иванов (в центре), Е.П.Бажанов (2-й слева). 04.06.2001. Фото из личного архива Е.П.Бажанова
Опыт «азиатских тигров» был и будет востребован
— В какой степени и в каких аспектах, на Ваш взгляд, господин Токаев заимствует реформенный опыт Китая, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня?
— Напомним, что реформы начал Назарбаев, первый президент; Касым-Жомарт Кемелевич Токаев вносил очень ценный вклад и работал в тесной связке с президентом, но руководил реформами все-таки Назарбаев. Это надо признать, при всей той критике, которая раздается в адрес Назарбаева и его окружения. Конечно, Токаев придавал реформам дополнительные импульсы развития с учетом результатов тех теоретических исследований, которые он вел. Он прекрасно знаком с опытом Южной Кореи, Сингапура, Тайваня.
Но у этих территорий были совершенно другие стартовые условия. Схожие же с Казахстаном условия были, прежде всего, у постсоветских республик. Все мы вышли из одного государства и одной административно-командной, по сути, сталинской модели.
Что касается Китая, то он был и остается коммунистической страной, но Китай начал реформы, не базируясь на административно-командной системе. Прежний, маоистский Китай к тому моменту пришел к полному разладу и хаосу в экономике и социальной жизни в результате так называемой «культурной революции». Так что там были другие стартовые условия.
А здесь — повторяю, к моменту обретения Казахстаном независимости — существовала административно-командная система. Тем не менее, что-то безусловно, Казахстан взял у «азиатских тигров», стран, которые добились значительных экономических успехов. Что было взято? Создание рыночной экономики! Необходимо было отказаться от административно-командной системы, которая не работала, не удовлетворяла потребности населения в элементарных вещах и, кроме того, мешала техническому прогрессу. Акцент при этом был сделан на поощрение малого и среднего бизнеса, то, в чем преуспели и Сингапур, и Тайвань, и Япония, в меньшей степени Южная Корея.
Сингапурский опыт Президент Токаев изучил весьма тщательно. Самоподнимающаяся буровая установка. Сингапур
Getty Images / Bloomberg / Munshi Ahmed
Токаев человек по-настоящему образованный. Знаю людей, учившихся в те годы на китайском направлении в МГИМО - труд каторжный. Тем более, что он невысокого происхождения. А еще Дипакадемия, где тоже китаисту надо пахать и пахать. А экзамены в МИД СССР на очередной дипломатический ранг - это совсем не формальность.
Ни о чем, как будто прочел передовицу «Правды» 1970-х годов.
Лично для меня важно было расспросить людей, которые лично знают Токаева. Конечно, среди них трудно найти ещё одного профессора Зубова или Эдварда Лютвака или Ерлана Журабаева (этих троих уже опросили). Так или иначе, пазл складывается, резюме его скоро, думаю, выдадим. P.S. Евгений Петрович подтвердил моё прежнее ощущение/мнение, что Токаеву действительно связывали руки, когда, например, он был премьером на стыке 90-х и 2000-х годов (поэтому он и подал в отставку в начале 2002 года, опять занял пост главы МИД, и вскоре уехал на полицию зам генсека ООН в Женеву), а затем, когда он уже стал президентом в июне 2019 г. И, поверьте мне как человеку в теме, если б он повёл себя неосмотрительно, вряд ли бы сохранил пост, свободу и жизнь.
Мне кажется, что сейчас никто не может точно предсказать, как будут развиваться события в Казахстане: возможно Токаев будет казахским Ли Куан Ю (или хотя бы Саакашвили), а может мы увидим нового елбасы-туркменбаши, а может исламские фундаменталисты придут к власти и мы увидим казахский Иран (если не Афганистан).
Ясно одно — без борьбы с коррупцией, причем борьбы настоящей, по типу сингапурской, ничего нового в Казахстане мы не увидим. Будет ли Токаев начинать борьбу с коррупцией, нужна ли она ему, есть ли на кого опереться в этой борьбе? Он профессиональный дипломат, то есть чиновник и бюрократ, а не "трибун с пламенным сердцем"; он назначен на место президента, а не пришел к посту президента путем бескомпромисной политической борьбы.
Исходя из этого, на мой взгляд, ничего кардинально в Казахстане не изменится, как не изменилось в Туркмении — был туркменбаши, стал аркадаг.
Но конечно я был бы рад ошибиться и увидеть казахстанского Ли Куан Ю.
В этом и будем ему чем-то как-то помогать. Лично я его знаю немного, общался с ним в сентябре 2002 г. перед тем, как брать интервью у Назарбаева, и моё уважение к нему лишь возросло в последние недели.
Ли Куан Ю тоже не был трибуном и пламенным революционером. Вообще от "пламенных" обычно одни проблемы и конфликты, а не нормальная жизнь.