Игорь Каляпин

Игорь Каляпин

Фото: кадр ютуб-канала «вДудь» (внесен в реестр иноагентов)

Задержание чеченскими силовиками жены бывшего судьи Сайди Янгулбаева Заремы Мусаевой в Нижнем Новгороде взорвало информационное пространство. С тех пор пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову ежедневно приходится отвечать на вопросы журналистов о судьбе похищенной женщины и угрозах кадыровцев отрезать Янгулбаевым головы. В среду в Грозном прошел многотысячный митинг, участники которого жгли портреты семьи Янгулбаевых и выкрикивали проклятия в их адрес. До этого глава Чечни Рамзан Кадыров публично назвал террористами членов судейской семьи и выступивших в их защиту члена СПЧ Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Кремль дистанцируется от ситуации с похищениями и угрозами, однако сегодня стало известно, что накануне Владимир Путин встречался с Рамзаном Кадыровым в Москве.

Правозащитник Игорь Каляпин рассказал Republic, чего можно ожидать от встречи главы Чечни с президентом, возможно ли вызволить Зарему Янгулбаеву из заключения, какие риски несет эта ситуация для федеральной власти и есть ли у Рамзана Кадырова реальная поддержка в Чечне.

— Сегодня на заседании президентского Совета по правам человека вы обсуждали ситуацию с семьей Янгулбаевых. Как вы оцениваете шансы спасти Зарему Мусаеву?

— Как отличные от нуля. Они очень небольшие, но определенные соображения по этому поводу есть. Буквально только что на заседании СПЧ мы эту тему достаточно плотно обсуждали и договорились об определенных последовательных действиях. Получится — не получится, сказать сложно, потому что требуется участие чиновников федерального уровня. Шансы небольшие, никаких оптимистичных прогнозов дать не могу, к сожалению.

— Были ли прецеденты, когда благодаря публичной огласке и вмешательству правозащитников СПЧ удавалось вытащить людей из рук кадыровцев?

— Было дело Ислама Умарпашаева, которого выпустили именно благодаря тому, что мы подняли шумиху, обратились в Европейский суд и так далее. Его содержали в подвале и должны были расстрелять как боевика после инсценированной спецоперации. Тогда отпустили еще двух бедолаг, которые вместе с ним сидели, ждали расстрела. В каких-то ситуациях это помогает, хотя с Кадыровым в эти игры играть не очень получается, ему наплевать на общественное мнение, на какие-то призывы, в том числе чиновников федерального уровня. Он никого кроме президента не слушает. Очень надеюсь, что Владимир Владимирович ему все-таки стакан холодной воды на голову вылил в ходе вчерашней встречи.