Фото: Kremlin Pool / via Global Look Press
После ареста жены чеченского федерального судьи Заремы Мусаевой и угроз обезглавить членов семьи Янгулбаевых чеченский политический режим и роль Чечни в составе России стали ключевыми темами политической повестки. Политик Илья Яшин создал петицию за отставку Рамзана Кадырова и записал резкий видеоролик с обращением к главе Чечни. Сам Кадыров в свою очередь высказывается на тему взаимоотношений России с Украиной и подчеркивает свои хорошие отношения с Владимиром Путиным и чиновниками правительства РФ. О том, что происходит в Чечне, Republic поговорил с чеченским общественным деятелем Русланом Кутаевым, бывшим вице-премьером правительства Чеченской Республики Ичкерия, президентом международного общественно-политического движения «Ассамблея народов Кавказа». После установления мира в республике Кутаев занялся легальной правозащитной и общественной деятельностью, но был обвинен по наркотической статье, сидел в чеченской тюрьме, был подвергнут пыткам и признан политзаключенным правозащитным центром «Мемориал» (внесен в реестр иностранных агентов).
«Есть сатанизация Кадырова»
— Если послушать недавнее обращение оппозиционера Ильи Яшина к главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, можно подумать, что ситуация перезрела — нарыв лопнул. Кремлю пора что-то решать. У вас есть такое ощущение?
— Ничего не перезрело, ничего необычного, все идет в штатном режиме. Федеральные службы, которые курируют чеченские власти, четко знают, что происходит в республике. И их все устраивает.
Что касается Яшина, то я изначально думал, что он просто хотел пропиариться на теме преследования Кадыровым семьи Янгулбаевых. Но потом ознакомился с его деятельностью и понял, что он последовательно занимается разоблачением чеченских властей. И в этот раз от него прозвучали очень обоснованные обвинения в адрес Кадырова и его окружения. Однако нельзя не отметить, что похищения, пытки и убийства в Чечне идут уже 20 лет. Но на это не обращали должного внимания. И только когда чеченские правоохранительные структуры провернули то же самое в Нижнем Новгороде, забрав жену федерального судьи, тогда обратили внимание. В этом увидели знак того, что чеченские правоохранители переходят рамки закона не только в Чечне, но и на территории других регионов и посягают на людей другой национальности, а не только чеченцев. Я думаю, что Илью Яшина в первую очередь напряг этот факт — Кадыров вышел за пределы Чечни.
В то же время я должен сказать, что для Яшина нет опасности со стороны чеченских властей. У тех есть право действовать только в отношении чеченцев. Хотя, вероятно, теперь Яшин находится в списке врагов чеченской власти наряду с Игорем Каляпиным, Еленой Милашиной, Олегом Орловым и другими. Опасность для Яшина может исходить только со стороны федерального руководства, если оно заподозрит его в том, что он развернул слишком активную деятельность на поле оппозиции. И если с ним что-то случится, то это будет исходить от Кремля. А Кремль может вполне использовать для этого как чеченца, так и русского, бурята, якута — кого угодно. Так это было и в случае с Политковской и Немцовым. Я хочу, чтобы все услышали, в том числе и Илья Яшин: Кадыров без приказа из Кремля ничего делать не будет. Если Кремль захочет, то он сам разберется с Яшиным.
Фото предоставлено Русланом Кутаевым
— С подачи ряда политологов появился термин «чеченизация России». Кто-то позже перефразировал — «кадыровизация России». Отражают ли эти понятия взаимоотношения России с Чечней?
— Нет никакой «чеченизации России». Есть, я бы сказал, сатанизация Кадырова и его окружения. И все это происходит с подачи из Кремля. Это все делается, чтобы запугать жителей всей остальной России Чечней — если вас не устраивает Путин, то получите Кадырова. Так что берегите Путина. В этом и заключается смысл этого нагнетания.
И здесь нельзя не упомянуть и другое. Прокремлевские СМИ пытаются всему миру показать, что в Чеченской Республике идет борьба внутри общества. С одной стороны — Кадыров и его окружение, а с другой стороны — его противники. Ничего подобного. Я это воспринимаю как борьбу московских ставленников с чеченцами.
А что касается семьи Янгулбаевых, то как Кадыров получил мандат от Путина, так же и Янгулбаев получил мандат от него, чтобы стать федеральным судьей. Поэтому здесь конфликт интересов. Но любой назначенный чиновник в Чечне по рангу ниже, чем Кадыров. Это не касается только работников ФСБ, потому что это курирующее ведомство. Так что Янгулбаевы просто нарушили субординацию.