Поход в клуб ночью с пятницы на субботу был великой традицией французской молодежи. Нарядные и веселые компании в парижском метро после десяти вечера, парни и девушки, громко распевающие хиты Stromae в ночном автобусе — то были нехитрые приметы конца недели. Была в этом какая-то преемственность («И мы такими были!»), важная часть городской культуры, без которой ни Европа, ни Франция, казалось, просто немыслимы. Все эти потоки стремились к заветным ночным заведениям в центре города, где обычно они находятся. Точнее, находились, так как многие уже закрылись навсегда.
Еще каких-то три года назад ночью и под утро из клубов выходили в обнимку счастливые парочки и шли гулять на Елисейские поля или на набережную Орсе. И разве можно было подумать, что времена, когда я из окна отеля наблюдал за ночной жизнью в восьмом аррондисмане Парижа недалеко от тех самых Елисейских полей, скоро станут историей?
Исследования подтверждают: молодые французы больше не ходят в ночные клубы. А те в свою очередь все чаще закрыты в связи с ростом заболеваемости ковидом. Конечно, некоторые нашли выход и стали устраивать подпольные дискотеки. Но это развлечение для самых рисковых: приезжает полиция, дискотеки закрывают, организаторов штрафуют. Это происходило по всей Европе. И, конечно, сдавались не все. Но на это нужен характер и масса энергии.