Как-то раз мне предложили сотрудничать с новым популярным изданием. Я согласился и написал статью. Но то, что в другом издании опытный редактор наверняка принял бы к публикации, здесь не понравилось девушке, заказавшей мне текст. Она захотела сделать его более «научным» и предложила дополнить статью данными массовых опросов. Я забрал статью из редакции, не став доказывать редактору, что, если напихать в текст побольше цифр, он, возможно, станет не более, а менее научным. Так наше сотрудничество завершилось, даже не начавшись по существу.

Беда сегодняшних представлений о научности, или, точнее, о доказательности, которая важна даже в научно-популярных текстах, состоит в том, что Цифра стала авторитетом, которому верят, когда надо и когда не надо. Верят, не понимая толком, что за этой Цифрой стоит, и не пытаясь всерьез анализировать полученную информацию.

Поэтому книга профессора Шанинки Григория Юдина «Общественное мнение, или Власть цифр» из популярной серии «Азбука понятий» (Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020) сегодня может быть чрезвычайно полезной. Ее стоит прочесть для понимания того, что конкретно стоит за данными «Левада-Центра» (признан иностранным агентом), ВЦИОМа, ФОМа и других организаций, проводящих опросы.