Убийство императора Павла I

Убийство императора Павла I

Французская гравюра, 1880-е годы / Wikipedia

Есть предание: в 1851 году в Гатчине открывали памятник Павлу Первому, отцу правившего тогда императора Николая. На церемонии гвардейцы сняли скрывавшую монумент ткань. Но на шее памятника непостижимым образом осталась веревка.

Император тогда расплакался, и петербургский свет еще долго обсуждал неприятное происшествие. В нем увидели отсылку к смерти Павла — табуированной теме в России середины XIX века. Официально тогда считалось, что правивший полвека назад монарх умер от инсульта. Но многие не сомневались, что императора убили приближенные с ведома родных ему людей.

Нелюбимый и нежеланный

Для знающих историю на уровне школьной четверки Павел Первый — не больше чем несколько страниц в учебнике между величественным главами о Екатерине Великой и Александре Первом. Одна побеждала турок и присоединила Крым, при другом Россия разбила самого Наполеона. А Павел если чем-то и запомнился, то лишь навязчивой любовью к прусской муштре и мальтийским рыцарям.

Этот император родился 1 октября 1754 года в разгар эпохи дворцовых переворотов. В 1725–1801 годах в Российской империи насильственным путем власть меняли семь раз. Один из таких заговоров буквально стал частью его детства. Летом 1762 года императрица Екатерина свергла супруга, непопулярного Петра Третьего, и стала царствовать сама. Бывший же правитель скончался при неясных обстоятельствах. Предположительно, его убил один из людей Екатерины, Григорий Орлов.

Павел и Екатерина и до этого были почти что чужими друг другу. Воспитывала наследника престола не мать, а бабушка, императрица Елизавета Петровна. А после переворота 1762 года родных людей окончательно связала стойкая взаимная неприязнь. Придворные объясняли это тем, что Павел биологически не был Екатерине родным. Поговаривали, что он подкидыш, взятый у некой финской крестьянки взамен настоящего мертворожденного сына.

Правительница открыто не допускала Павла к государственным делам. При этом учителя характеризовали его как способного и склонного к наукам подростка. Специфическое детство сделало его подозрительным, неуравновешенным и мечтательным. Недоверчивость сына императрицы укрепил несчастливый первый брак с немецкой принцессой Вильгельмой-Луизой (в православном крещении — Натальей Алексеевной). Супруга умерла при родах, а после ее кончины вскрылись факты ее регулярных измен.

Павел I

В.Л. Боровиковский

После этого Павел не доверял уже самым близким людям. Он безосновательно считал предательницей и свою вторую жену Софию-Доротею (Марию Фёдоровну) и холодно относился к детям от их брака, прежде всего старшему Александру, бабушкиному любимцу.

Со стороны Павел видел недостатки екатерининского времени: всевластье материнских фаворитов и их тотальную коррупцию. Молодой человек верил, что рано или поздно самодержавная власть перейдёт к нему и он будет править так, как считает нужным. В ожидании Павел тренировался в переданном ему в 1783 году имении Гатчина под Санкт-Петербургом. Он превратил его в полноценный город: с планировкой как у военного лагеря, чистыми улицами, мануфактурами и храмами для всех конфессий. На такой манер цесаревич хотел переустроить всю Россию.