Арина Томашова / It's My City
Российское информационное пространство заполнилось буквой Z, символизирующей поддержку военной «спецоперации» России в Украине. Студенты проводят флешмобы, выстраиваясь в букву Z, символ наносят на общественный транспорт (иногда просто рисуют на грязном борту автобуса), административные здания ночью включают свет в окнах так, чтобы получалось Z. Обычные россияне добавляют Z к своим именам в аккаунтах в социальных сетях. Можно подумать, что страна в едином порыве поддерживает военные действия Кремля в Украине. И хотя некоторые россияне действительно одобряют «спецоперацию», значительная часть Z-мероприятий — не искреннее проявление гражданской позиции, а лишь имитация энтузиазма, результат организованной сверху кампании. Republic разбирался, как она устроена.
Связь с администрацией президента
В первых числах марта в региональные организации, сотрудничающие с московской автономной некоммерческой организацией (АНО) «Диалог регионы», стали приходить письма с инструкциями. «Необходимо реализовать серию интеграций знака Z в онлайн-активности», — говорилось в письме. Предлагалось пять вариантов «интеграции»: выделение буквы Z в фамилии или имени лидера общественного мнения или блогера, выделение буквы Z в названии пабликов или добавление в конце названия знака Z (например, «Подслушано в ПенZе», «Типичный Саратов Z»), использование watermark «Z» на контенте, посвященном «спецоперации», использование Z в аватарах, а также использование графических карточек с буквой Z. Также получателям письма предлагалось использовать хештеги #своихнебросаем, #zамир, #ZаПрезидента. В том же письме предлагались форматы офлайновых акций: стикеры Z на машинах, проекции Z на здания, флешмоб автомобилистов — построение машин в знак Z и уличные акции и флешмобы в поддержку Z.
АНО «Диалог регионы», представители которой разослали письма — дочерняя структура АНО «Диалог», ключевой организации, которая занимается продвижением кремлевской повестки в интернете. В декабре 2021 года АНО «Диалог» и АНО «Диалог регионы» возглавил Владимир Табак, в свое время прославившийся как продюсер календаря в поддержку Путина, для которого снялись обнаженные студентки МГУ. До этого руководителем обеих организаций был Алексей Гореславский — экс-сотрудник администрации президента и близкий к Кремлю медиаменеджер. СМИ писали, что АНО «Диалог» готовит социологические исследования для власти и занимается информационной кампанией вокруг борьбы с коронавирусом. Источники Republic говорят, что хотя АНО формально учреждено московскими властями, она работает в тесной связке с администрацией президента. В АНО «Диалог регионы» не ответили на просьбу о комментарии.
Судя по содержанию социальных сетей, усилия организаторов Z-акций не прошли даром. На момент подготовки публикации во «ВКонтакте» — одной из социальных сетей, которой позволяют работать в России — было размещено более 19 тыс. публикаций с хештегом «#zaмир», почти 12 тыс. публикаций с хештегом «#zaроссию», около 11 тыс. публикаций с хештегом «#zанаших», с около 4,5 тыс. публикаций с хештегом «#zaпрезидента». Некоторые публикации повторяют друг друга дословно, до запятой, вероятно, их текст кто-то рассылал централизованно. Судя по постам, методички дошли до самых низов бюджетной пирамиды, вплоть до отдельных управлений муниципальных органов власти или школ.
ВКонтакте
До рядовых исполнителей указания доводят через WhatsApp или простым обзвоном. «Прохожу преддипломную практику в учреждении, занимающемся реабилитацией несовершеннолетних преступников, — рассказала одна из сотрудниц. — В один из дней позвонили и велели сменить все аватарки в соцсетях учреждения на российский флаг с буквой Z. Личные аккаунты — по желанию, но тех, кто не будет ставить, обещали вписать в список и отправить какому-то начальству».
Начиная с 14 марта кампанию в соцсетях дополнили видео: сотрудники бюджетных организаций записывают ролики о том, почему они поддерживают действия российских войск. «Решение Владимира Владимировича Путина о разоружении Украины — это единственный способ на сегодняшний день спасти наших братьев и защитить нас. Чем быстрее произойдет разоружение Украины, тем быстрее наступит мир. Я полностью поддерживаю решение нашего президента», — говорит, например, в одном из роликов воспитатель КГАУ СЗ «Центр социальной помощи «Семья» Яна Воронова. Такие видео одинаково оформлены и размещаются в правительственных пабликах, часто в нескольких сразу.
В Z-пропаганде вовсю используют государственные и подконтрольные СМИ, в том числе небольшие. «Я работаю в СМИ в небольшом городке (10 тыс. населения по району), установки приходят сверху из области, — рассказал один из местных журналистов. — Обязали на сайте газеты и в ее соцсетях во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и инстаграме поставить на аватарку эту литеру Z и хештег #своихнебросаем или #zaПутина и т.д. И еще поставить на первую страницу печатной газеты тоже Z, ну и вообще, во все видные места ее размещать».
Телеграм-канал @сибирьмедиа
Сотрудник издания уточняет, что мало кто сопротивляется инициативе: «Наоборот, с воодушевлением выполняют, так как всю информацию в основном черпают только из телевизора или новостей Минобороны РФ, а тех, кто сопротивляется, откровенно поливают говном и грозят увольнением».
В общежитиях, на поездах и футбольных трибунах
Символ Z стараются продвигать всеми властными инструментами — через муниципалитеты, региональные органы власти и госкомпании.
8 марта 2022 года на Куйбышевской железной дороге в дирекции тяги был издан оперативный приказ №Т/30, который обязал всех начальников эксплуатационных депо разместить на локомотивах всех видов движения логотипы в виде букв V и Z на лобовых и боковых бортах. Фотоотчет предлагалось отправить лично начальнику дирекции тяги.
Работающий в пункте приема и выдачи компании «СДЕК» москвич рассказал, что к ним пришел «человек из управы», принес распечатанные плакаты с буквой Z, в настоятельной форме попросил наклеить их на входную дверь, сфотографировал для отчета и ушел.
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы студентов в общежитии попросили включить свет, чтобы сделать «тот самый знак», рассказал учащийся вуза. «Из-за этого разгорелся большой скандал, студенты не хотят. Там приличный скандал вышел», — говорит он.
Флешмобы и автопробеги с буквой Z проходили в нескольких регионах. В том числе в них казанском хосписе смертельно больных детей выстроили буквой Z во дворе учреждения. В уссуриийских телеграм-каналах распространялось видео с воспитанниками детского сада, которые также выстроились в Z.
Иногда организованный флешмобы оборачиваются конфузами. Так, в Казани часть болельщиков футбольного клуба «Рубин» переместилась на другой сектор, когда рядом с ними развернули баннер «Za Rubin» (об этом сами болельщики рассказали в своем чате). От баннера с буквой Z отсаживались болельщики и на хоккейном матче ЦСКА, рассказал спортивный журналист Кирилл Шулика.
Телеграм-канал «Рубин Гудс»
Самая масштабная экспозиция символа Z ожидается 18 марта, в годовщину присоединения Крыма. В распоряжении Republic оказался документ, направленный в администрацию города Шадринска правительством Курганской области (подписан заместителем губернатора по социальной политике Ларисой Кокориной). В нем подробно рассказывается, как должны быть организованы Z-мероприятия: окна административных зданий должны быть украшены триколорами в форме буквы Z, участники акции наклеивают буквы Z на окна своих домов и выкладывают об этом видео в соцсети, проводятся новые автопробеги и флешмобы и т.п.
Republic
Пропаганда в вузах и школах
После того, как стало ясно, что «спецоперация» в Украине не ограничится стремительным блицкригом, пропагандистская машина вышла на повышенные обороты. Особое внимание уделили подросткам и молодежи — возрастной группе, которая легче всего присоединяется к акциям протеста. В школах учителей заставили проводить «патриотические» уроки, в вузы направили целые методички по работе со студентами.
Сотрудник одного из уральских вузов рассказал Republic, что после совещания в ректорате кураторам групп прислали распоряжение посвятить «кураторский час» актуальным событиям и выслали несколько методичек, по которым нужно проводить занятие. «По сути, от нас требуют поучаствовать в военной пропаганде», — сокрушается собеседник Republic.
Копии методичек он предоставил Republic. В одном из документов сказано, что возможное вступление Украины в НАТО «понимается как строительство Западом передовых баз для прямой атаки на нашу страну». «Главным противником нашей страны в этой операции являются не вооруженные силы Украины и, конечно же, не народ Украины. Они лишь орудие, инструмент целенаправленной систематической антироссийской политики», — говорится в документе. Там также сказано, что победа на Украине «не является простой задачей», хотя «нет никакого сомнения», что войска России в конечном счете справятся с этим.
It's My City
Методичка успокаивает: экономические трудности — временные, потом санкции снимут. «По мере снижения интенсивности конфликта и разрешения военной операции многие санкции будут отменены, — уверены авторы. — Потому как если этого не произойдет, всю мировую экономику будет ожидать коллапс, чего никто из акторов международных отношений не захочет допустить».
Republiс удалось разыскать автора текста. Судя по примечаниям в документе, комментарии к нему оставлял человек с адресом электронной почты, который указан в публичных источниках как контакт сотрудника кафедры новой и новейшей истории Уральского федерального университета Юлии Галкиной. В ответ на вопрос Republic она сообщила, что «после того, как 24 февраля началась российская спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины, я заняла принципиальную позицию поддержки усилий своей страны». «Поскольку существовал реальный интерес студентов к происходящим событиям, я как преподаватель решила проявить свою гражданскую позицию и направила в адрес администрации УрФУ (Уральского федерального университета) в первых числах марта два текста, которые целиком и полностью писала сама — пространный текст и также более краткую версию, которую на всякий случай, если кому-то это пригодится, снабдила иллюстрациями и ссылками на видео. Какова была судьба этих текстов, мне неизвестно», — заявила Галкина.
Другая методичка описывает занятия, которые нужно провести со студентами в виде семинара. Слушателям нужно дать вводную информацию и предложить ответить на вопросы вроде «Как вы понимаете слова «антироссийский путь» Украины?», «НАТО — миролюбивая организация?» или «Как слово «геноцид» можно применить к ситуации на Донбассе?». Для удобства преподавателей подготовлена целая презентация.
Еще один документ, почему-то присланный в вуз, — методичка для 9–11 классов. В ней говорится, что если бы Россия сейчас не начала «военную операцию», то «через три — максимум через четыре года Россия столкнулась бы не просто с войной, а с войной на истребление и порабощение и, как прямо недавно заявил Владимир Зеленский — с использованием ядерного оружия». В финале ситуация сравнивается с актом терроризма в школе, а Украина приравнивается к «невменяемому» с оружием в руках:
«Как остановить зло? Мы все содрогаемся от известий, когда очередной нелюдь приходит в школу со своей ненавистью, с оружием в руках и устраивает кровавые террористические акты. Что должен предпринять смелый и честный человек, когда узнает о приближении такого изверга к своей школе? Встать в стороне с плакатом «Я за мир»? Или остановить невменяемого, который идет с одной целью — убить ваших друзей и подруг?»
Преподавателям, рассказал собеседник Republic, также поручили довести до студентов и школьников, что «ходить на несогласованные митинги запрещается, для задержанных будет применена уголовная ответственность».
Группа во «ВКонтакте» Шумерлинского городского местного отделения партии «Единая Россия»
Однако не везде преподаватели соглашаются проводить подобные занятия. Сотрудница другого вуза рассказала:
«Я сначала решила, что не буду проводить. Но потом подумала, что возможно его как раз стоит провести, потому что война идет уже неделю, а у нас все происходит так, как будто ее нет. Я рассказала студентам, что есть методичка вот такого вот содержания и спросила, что они сами думают, чувствуют, о чем беспокоятся, чего боятся. Мы примерно час говорили об этом. Ни одного студента, который поддерживал бы войну, я, с огромным чувством облегчения, не обнаружила. Ребята очень много говорили о том, что они напуганы, подавлены, не понимают, что теперь будет.
С несколькими коллегами мы тоже обсуждали, как проводить этот "кураторский час". Никому не хотелось этого делать. После разговора по крайней мере один коллега сказал, что он сделал так же — просто поговорил со студентами о том, что их волнует в этой ситуации».
О том, что далеко не все сотрудники вузов воспринимают Z-мероприятия с энтузиазмом, рассказали и студенты Саратовского государственного университета имени Чернышевского. Там 6 марта провели митинг студентов, который один из преподавателей в мессенджере анонсировал так: «А теперь новость не совсем приятная. 6 марта состоятся два мероприятия. Митинг на Соколовой горе в поддержку происходящих событий на Украине. […] В каждом мероприятии нужно по 15–20 человек. На митинг мы идем (стройными рядами 😏) вместе со мной. Совсем не пойти на митинг мы не можем».
«Я учусь на втором курсе, из моей группы никто на митинг не пошел, благо группа сознательная, — рассказала одна из студенток. — Но многие студенты легко поддаются на такие указания, особенно первый курс. Им сказали — надо сходить, и многие, даже не понимая всей происходящей ситуации, идут, потому что так сказали преподаватели».
Пропаганда «спецоперации» дойдет даже до детских садов: как следует из уже упомянутого документа в Курганской области, в детсадах проведут беседы «о важности защиты интересов Родины, могуществе и силе Российского государства». Предположительно, подобные указания направлены во все регионы.
Зачем нужна Z?
Символом Z (а также V и некоторыми другими) обозначена часть российской военной техники, участвующая в украинской «спецоперации». До сих пор нет точного объяснения, что обозначают символы и кто их придумал. По некоторым предположениям, знаки обозначают принадлежность к военным округам или разным группам, участвующим в боевых действиях (скажем, Z — это Западный военный округ или западное направление). В Минобороны РФ объясняли, что Z якобы означает «Za победу», а V — «Сила v правде». Противники военной операции сравнивают Z со свастикой, в западных СМИ уже появился термин zwastika.
Политолог Татьяна Становая объяснила Republic, что символ Z понадобился системе, чтобы в условиях повышенных рисков и турбулентности маркировать «своих» и «чужих». «Мне кажется, главный потребитель этого даже не российские военнослужащие, которым якобы адресована поддержка, а сам Путин, — говорит Становая. — Он пошел на крайне рискованную операцию, поставив под угрозу все, что было сделано за последние годы, поставив под угрозу планы и надежды. В такой ситуации ему нужно больше доказательств народной любви и поддержки. Эти акции нужны, чтобы положить отчеты Путину на стол и сказать, что его поддерживают самые разные слои общества, что есть консолидация».
Становая отмечает, что сейчас мы наблюдаем начало общенациональной поляризации. Общество России разделилось на неравные группы. У одного полюса большинство, поддерживающее «военную операцию» и государство (это поддержка даже не лично Путина, подчеркивает Становая, к президенту не все сторонники «спецоперации» относятся позитивно). У другого полюса — меньшинство противников военных действий: активное, но в то же время находящееся в состоянии шока и не имеющее возможности массово выразить протест из-за репрессий и ограничений.
«Поляризация будет усиливаться, — считает Становая.— Со временем, по мере ослабевания консолидирующего эффекта и по мере того, как режим будет демонстрировать слабость, группа противников военной операции будет становиться все смелее, у нее появится больше возможностей для выражения своего несогласия. А группа сторонников «спецоперации» будет все более рыхлой и раздробленной. Но это вопрос не ближайших дней или недель, изменения буду видны минимум через полгода», — считает Татьяна Становая.
Арина Томашова / It's My City
«Министр обороны РФ считается хорошим пиарщиком, — сказал Republic политолог Константин Калачев. — Идея брендировать спецоперацию, предложить символ, который стал бы маркером лояльности и патриотизма, лежала на поверхности. Но вот насколько удачен предложенный символ, насколько положительны связанные с ним ассоциации, мнения разные».
«Z — последняя буква латинского алфавита, обозначающая конец, — говорит Калачев. — World War Z — это не война миров зомби, это последняя мировая война. То есть для англоязычного мира есть свое прочтение этой символики. Да и у нас обыгрывают этот знак по-разному. Иногда весьма неприятно или трагично».
Калачев считает, что затеянная кампания не вполне достигла своих целей. «Во всяком случае на частных автомобилях этот символ встречается крайне редко, — говорит он. — Посмотрим, что будет летом. Будут ли люди массово носить футболки с Z? Рискну предположить, что официозные мероприятия с использованием новой символики не идут на пользу ее популяризации, а окончательная судьба символа зависит от итога затянувшейся спецоперации. Чем больше крови прольется, тем меньше шансов на то, кампания Z станет по-настоящему народной».