Буровая установка «Тас-Юрях Нефтегаздобычи». Фото: «Роснефть» / Global Look Press

Буровая установка «Тас-Юрях Нефтегаздобычи». Фото: «Роснефть» / Global Look Press

Тема газа как «оружия Путина» несколько лет не сходит со страниц западных газет. Типичные заголовки статей: «Битва трубопроводов. Как российский газ стал оружием Путина?» (Noonpost, апрель 2019 года), «Газовое оружие в российско-украинском конфликте» (Bloomberg, декабрь 2021 года).

Россия утверждает, что своим оружием пользоваться не хочет. Октябрь 2021 года: «Путин назвал бредом обвинения России в использовании газа как оружия». 10 марта 2022 года, Лавров: «Россия никогда не использовала нефть и газ как оружие». Но это не просто заявления. Напрасно на Западе боялись, что Россия будет воевать с ним на нефтегазовом фронте. Вместо этого Россия выбрала продажу нефти со скидкой в 30%.

На прошлой неделе при цене нефти $108 за баррель Россию вынуждали продавать ее со скидкой до $30. А без такой сумасшедшей скидки покупать отказывались. «Добрые» индийцы были готовы выручить российских производителей, увеличив у них закупки в четыре раза по сравнению с прошлым годом, но тоже со скидкой в размере $25–30. Раньше Индия не покупала нашу нефть из-за дорогой логистики — путь из балтийских портов в обход Европы через датские проливы, Ламанш, Гибралтар и Суэц в пять раз длиннее, чем путь от портов Саудовской Аравии.

Согласно данным Европейской комиссии, в 2019 году Европа полагалась на Россию в 41,1% своего импорта газа, 46,7% импорта угля и 26,9% импорта сырой нефти. По более свежим данным (запись от 9 марта), доля российской нефти в европейском импорте составляет 29%, российских нефтепродуктов — 38,9%.

После начала украинских событий многие западные фирмы стали отказываться от покупки в России нефти и нефтепродуктов из-за страха перед американскими санкциями. Международное энергетическое агентство (МЭА) спрогнозировало падение экспорта российской нефти и нефтепродуктов в 2022 году на 2,5–3 млн барр./сут., почти наполовину от 7,3 млн барр./сут. При этом рост мирового спроса агентство спрогнозировало на 2,1 млн барр./сут. Фактически МЭА обещает рынку разрыв между спросом и предложением в 5 млн барр./сут., около 5% мирового баланса.

США, Великобритания и Австралия ввели эмбарго на импорт энергоресурсов из России (Великобритания с отсрочкой до конца года). Это мгновенно сказалось на рынках. В США средняя цена бензина на 14 марта составила $4,3 за галлон (год назад — $2,85), а в Калифорнии бензин подскочил до $5–7. На Fox News рассказывают про небывалое для Америки явление — кражи бензина (для США это равносильно нашей краже хлеба).