Mitch Fuqua / Wikipedia
23 года назад, 24 марта 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии под кодовым названием «Союзная сила». Почему в России в той кампании до сих пор видят несправедливость и акт доминирования США? Могла ли НАТО поступить иначе в тех условиях? Можно ли оправдывать российскую спецоперацию в Украине той воздушной операцией НАТО в Югославии? Об этом в беседе с Republic размышляет военный обозреватель Александр Гольц.
«Это была проверка новой системы взаимоотношений между союзниками внутри НАТО и роли Альянса на международной арене»
— Решение бомбить Югославию в 1999 году до сих пор критикуется с разных сторон. И, наверное, согласия никогда не будет. Оглядываясь назад, насколько убедительно звучит обоснование, что это было необходимо, чтобы избежать гуманитарной катастрофы и геноцида в Косово?
— В известной степени с такой трактовкой можно согласиться. Эта трактовка возникла не случайно. Она возникла из опыта Югославии после ее развала. Этот опыт заключался в том, что лидер Сербии и Черногории господин Милошевич искал и находил решение внутренних проблем (внутренняя проблема у него была одна — остаться у власти) в том, чтобы вести постоянные войны на территории бывшей Югославии. Все началось со Словении, затем была Хорватия — там была не очень длительная, но очень кровопролитная война, потом длительная боснийская эпопея, которая породила большое количество кровавых эпизодов: осада Сараева, резня в Сребренице и так далее — все это закончилось Дейтонскими соглашениями.
И в 1999 году перед лидерами Запада нарисовалась понятная картина того, что будет в ближайшее время. Сербский режим явно шел к тому, чтобы разобраться с косовскими албанцами и при этом решить внутреннюю проблему легитимности. А для Европы и США это означало повторение боснийского варианта — миллионы беженцев. Но европейские страны были не готовы к такому наплыву обездоленных людей. В какой-то момент было принято решение найти управу на Милошевича.
Но, кроме того, здесь уместно сказать, что в тот период было неясно, кто какую роль играет в новом раскладе сил на международной арене. Еще не прошло и 10 лет после развала СССР. В связи с этим одной из ошибок Запада было то, что аргументы России не были приняты. От позиции России просто отмахнулись. Это во многом предопределило динамику отношений Запада с Россией в дальнейшем.
— Многие политики, эксперты по международным отношениям назвали действия Альянса грубейшим нарушением международного права, в результате чего в Югославии погибли около 2 тысяч мирных жителей. Операция проводилась в нарушение норм международного права, без одобрения Совета Безопасности ООН. На ваш взгляд, как такое стало возможно в то время?
— Вступая в конфликт в Югославии, НАТО не собиралась вступать в прямую конфронтацию с Россией. Чуть позже такой риск возник. Как мы помним, в какой-то момент была брошена рота российских десантников, чтобы захватить аэродром рядом со столицей Косово — Приштиной, чтобы таким образом отстоять право России самостоятельно участвовать в дальнейшем урегулировании конфликта. И тогда главком НАТО в Европе Уэсли Кларк сказал британскому генералу Майклу Джексону выбить русских из Приштины. На это последний резко отреагировал, заявив, что он не хочет из-за (дальше нецензурное слово) албанцев начинать третью мировую войну.
Что касается нарушений международного права, то международное право — это общий термин. Общеизвестным фактом является то, что операция началась без резолюции Совбеза ООН. Но я должен здесь отметить, что без этой резолюции началось огромное количество и других войн в мире. Серьезной проблемой этой операции с самого начала стала гибель мирных жителей. Я помню, какой беспощадной критике подвергся пресс-представитель НАТО Джеймс Шеа, когда он использовал слова «collateral damage» — сопутствующий ущерб, говоря о погибших мирных жителях.
То есть да, операция проходила без резолюции Совбеза ООН, которая была вынесена постфактум. И, заметим, косвенным образом оправдывала эту операцию. Точно так же действуют и многие другие державы, не запрашивая резолюцию Совбеза ООН.
Говоря о гуманитарном праве, следует сказать, что натовцы при бомбежках старались избегать гибели мирных жителей. Это не всегда получалось. Но обвинить НАТО в том, что она сознательно нарушала правила войны, на мой взгляд, нельзя. По этому вопросу разные мнения звучали, но ни к чему конкретному они никогда не приводили.