Доха, столица Катара. Фото: IMAGO/ Nordphoto Gmbh/ Pixsell

Доха, столица Катара. Фото: IMAGO/ Nordphoto Gmbh/ Pixsell

Во время вояжа по Европе в конце марта президент США Джо Байден договорился с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен создать рабочую группу, которая будет искать альтернативу российскому газу. Вашингтон и Брюссель планируют заменить его сжиженным природным газом (СПГ). В первую очередь, естественно, из Америки.

США много лет напоминали союзникам по другую сторону Атлантики об энергетической безопасности и с заслуживающим лучшего применения упорством предлагали заменить дешевый российский газ дорогим американским, единственным достоинством которого является то, что это, как любит говорить президент Байден, «газ свободы».

Белый дом предлагает Европе в этом году лишь десятую часть того, что поставляет Россия. Для того, чтобы оторвать Старый Свет от российских энергоносителей, Вашингтону необходимы помощники. Очевидно, что без Катара, одного из главных поставщиков сжиженного газа на планете, американцам не обойтись.

На Doha Forum, который прошел в столице Катара 26–27 марта, большой интерес вызвало пленарное заседание «Переход к чистой энергии и безопасность». В обсуждении энергетических проблем участвовали министр энергетики Катара и глава QatarEnergy Саад бен Шарида аль-Кааби и главы двух европейских нефтегазовых гигантов — Патрик Пуянне из французского TotalEnergies, который сравнил энергетику с треугольником со сторонами из безопасных поставок, цен и климата; и Андерс Опедал из норвежского Equinor. Разговор шел, естественно, о глобальном энергетическом кризисе и дефиците топлива, который уже спровоцировал прошедшей зимой в ряде европейских стран веерные отключения электроэнергии.

Главный катарский энергетик повторил тезис , который высказал накануне форума в интервью CNN. Отвечая на вопрос о замене для Европы российского газа сжиженным катарским, он сказал: «Не думаю, что в данный момент мы можем оказать срочную помощь. Это практически невозможно. Никто не сможет заменить Россию в поставках энергоносителей (для Европы)».