Узники-гомосексуалы концлагеря Заксенхаузен с розовыми треугольниками на груди. Фото: Wikipedia

Узники-гомосексуалы концлагеря Заксенхаузен с розовыми треугольниками на груди. Фото: Wikipedia

«Мы против этих извращений и пошлости стоим жестко очень», — объяснил отношение к гомосексуалам депутат российской Госдумы Алексей Журавлев в эфире программы «60 минут» в августе 2021 года. Тогда же заместитель председателя Госдумы Петр Толстой в программе «Время покажет» назвал спортсменов-геев «извращенцами». Еще резче высказался депутат Заксобрания Забайкальского края и глава комиссии по этике Александр Михайлов в начале 2022 года — предложил «тащить п***в на площадь, чтобы казаки секли бы их плетьми, потому что задница на Руси всегда в воспитательных целях создана, а не для любовных утех». Показательно, что ранее тот же деятель призвал расстреливать зоозащитников, которые выступали против истребления бездомных животных. И это — лишь маленькая часть верхушки айсберга гомофобных эскапад российских политиков и общественных деятелей.

Закон о запрете «гей-пропаганды», изъятие из проката фильма Пола Верховена «Искушение», цензура байопика про Элтона Джона, шутки главы государства про «трансформеров» и конституционное уточнение брака как союза между мужчиной и женщиной — за последние годы тема секс-меньшинств стала одним из главных направлений, по которым в России насаждалось морализаторство и культивировалась ненависть ко всему западному. Агрессивная риторика подстегивала паранойю населения — у многих возникало ощущение, что привычный мир рушится, «правильные» ценности уже ничего не стоят, а коварные гомосексуалы стремятся развратить невинное молодое поколение.

Пропаганда велась на разных уровнях — не в последнюю очередь провластными телеканалами. Например, в 2014 году в эфире «России 1» пустили репортаж об американской семье, в которой родители якобы декорировали спальню сына изображениями обнаженных мужчин. Смонтированный ролик вскоре разоблачили, но идея исходящей от гомосексуалов опасности и страх перед западной «эрозией нравов» по-прежнему настойчиво внедрялись в массовое сознание.

Учитывая события последних полутора месяцев, можно было бы предположить, что тема «гнилого Запада» отошла на второй план. То есть Запад, конечно, не перестал быть «гнилым», но в первую очередь из-за санкций и негативного отношения к спецоперации, а аргумент с моральным разложением из-за «распространения» секс-меньшинств, как могло показаться, поставлен на паузу. В действительности это не совсем так. Риторика последних 10 лет укоренилась, и в представлении властей две ипостаси грозного противника одинаково опасны: американцы якобы, с одной стороны, поддерживают украинских радикалов, а с другой, пытаются расшатать наши нравственные устои. Переходящая в национализм идея борьбы с украинскими националистами причудливо переплелась с идеей защиты консервативных ценностей от западных либералов, ЛГБТ-активистов, транс-персон и прочих «трансформеров».

Дискурс вроде бы понятен — если мы стоим на защите всего своего против всего чужого, то не так уж и важно, против кого выступать: против нацбатальонов или секс-просветителей. Однако интуитивно он все равно кажется противоречивым — хотя бы потому, что в Третьем рейхе, наследию которого сейчас вроде бы противостоит Россия, к гомосексуалам относились с такой же опаской, как к евреям или цыганам. В наше время одни и те же люди призывают к окончательному разгрому продолжателей нацистской идеологии и высказываются о секс-меньшинствах почти так же, как сторонники этой самой идеологии.

Как получилось, что российские консерваторы и их единомышленники в других странах совсем не причисляют представителей ЛГБТ к жертвам гитлеровского террора? Чтобы исправить этот политический и мировоззренческий парадокс, есть смысл обратиться к истории и вспомнить, что происходило с сексуальными меньшинствами в Германии до и после прихода к власти НСДАП.