Фото: Boris Babanov / Russian Look / Global Look Press

Фото: Boris Babanov / Russian Look / Global Look Press

В Старом Свете сложилась уникальная ситуация. Европа ввела против России сотни, если не тысячи санкций, называет Москву не иначе как агрессором и обвиняет в совершении военных преступлений на Украине. Но все это не мешает европейцам получать и оплачивать российские нефть и газ и тем самым, как не устает напоминать Брюсселю Киев, подпитывает российскую военную машину для войны с Украиной. По данным Transport & Environment (T&E), европейские страны ежедневно платят за российскую нефть в среднем $285 млн.

Россия, со своей стороны, внесла все страны Евросоюза в список «недружественных стран». Но это не мешает российским нефтегазовым компаниям поставлять энергоносители в Европу. В не менее странном положении находится сейчас и Украина, через территорию которой продолжает беспрепятственно идти из России в Европу газ. Киев постоянно обвиняет европейцев в финансировании российских боевых действий, но при этом не перекрывает вентиль и получает за транзит деньги на ведение войны с Россией от России. После 24 февраля 27 членов ЕС, по словам Жозепа Борреля, заплатили Москве за энергоносители около €35 млрд.

Как могут развиваться события на этом фронте после того, как начнет действовать американское эмбарго на поставки российской нефти?

На минувшей неделе Конгресс США почти единодушно проголосовал за эмбарго на российские энергоносители, а также приостановил нормальные торговые отношения с Москвой, что позволит президенту Байдену повышать тарифы на товары и изделия из России. В Сенате за нефтяное эмбарго проголосовали все 100 сенаторов. В палате представителей закон поддержали 413 конгрессменов, и только 9 проголосовали против. Буквально через день на законе поставил свою подпись Джо Байден, который 8 марта подписал президентский указ о запрете импорта российской нефти. Конгресс решил превратить указ в федеральный закон, чтобы придать ему еще больше значимости и затруднить последователю Байдена в Белом доме отмену эмбарго. Закон вступает в силу через 90 дней после его подписания.

Это первый с начала военной операции на Украине закон, касающийся России, который принят в США. Последние полтора месяца Вашингтон боролся с Москвой исключительно при помощи президентских указов.

Новый закон запрещает ввозить в США произведенные (добытые) в России нефть и нефтепродукты, газ, включая сжиженный (СПГ), уголь и иные энергоносители. Америка импортирует в среднем до 0,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов из России в день. Предполагается, что теперь примеру США последуют их союзники и сторонники. На данный момент эмбарго объявили лишь Канада, Великобритания и Австралия.

Весь месяц между подписанием указа и федерального закона американские компании активно покупали российскую нефть и нефтепродукты.

Белый дом тем временем настойчиво убеждал союзников, и в первую очередь европейцев, последовать примеру Америки и отказаться от нефти из России. Причем сделать это немедленно. За неделю в конце марта — начале апреля США увеличили закупки нефти у России, как заявил заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Михаил Попов, на 43%. Можно, конечно, сколько угодно говорить о невиданном единстве коллективного Запада во главе США, но создается впечатление, что, призывая Европу немедленно отказаться от российских энергоносителей, США ведут собственную игру и продолжают покупать нефть у «агрессора». Упрек вполне обоснован, особенно если вспомнить, что Вашингтон признал предметами первой необходимости и вывел из санкционного списка и российские удобрения, в которых перед посевной сильно нуждаются американские фермеры.

По мнению политолога Цуй Хэна из Центра изучения России при Восточно-китайском педагогическом университете (ECNU), американская политика по отношению к России стоит на двух китах: либерализме, противостоящем российской политической системе, и прагматизме, служащем национальным интересам США.

«Для того, чтобы бороться с Россией на идеологическом фронте, США уговаривают союзников присоединиться к санкциям, — объясняет Цуй. — Они дешево покупают российские углеводороды и продают их Европе вдвое дороже. В конце концов жертвой окажется Европа. Европейские деньги сейчас перетекают через океан и помогают доллару в конкурентной борьбе с евро. Думаю, целью антироссийских санкций является не Россия, а европейские страны».

Что происходит в Европе