Маргарита Симоньян, Дмитрий Киселев и Владимир Путин

Маргарита Симоньян, Дмитрий Киселев и Владимир Путин

Kremlin Pool/Global Look Press

Мощная машина российской пропаганды работала не только внутри страны, но и на Западе, убеждая миллионы людей по всему миру, что Владимир Путин — надежный защитник консервативных ценностей, готовый спасти мир от засилья левых и либералов. На эту задачу работали не только российские иноязычные СМИ, но и многие западные политики и активисты. Война в Украине, вероятно, положит конец мифу о «добром консерваторе Путине» — сейчас от Москвы отворачиваются даже те, кто много лет ее поддерживал. Дарья Проворотова рассказывает о том, как меняется западный общественно-политический дискурс.

Вопреки предположениям либерально настроенной общественности, последние годы сотрудники телеканала RT не зря ели свой хлеб. Если до 2008 года продвигаемый каналом нарратив звучал как «Россия хорошая», то уже в 2010-х он превратился в то, что можно сформулировать как «Запад слишком прогнил, чтобы понять, какая Россия хорошая». Чтобы пошатнуть позиции Запада и усилить свое влияние, российское руководство много лет продвигало правый экстремизм, осуществляя прямую поддержку насилия и используя существующую социальную напряженность и пророссийские настроения в определенных кругах. Инструментами этого продвижения являлись и являются в том числе международные государственные медиа и «фабрики троллей». Через призму российской пропаганды Россия представлялась богатой и свободной — намного более свободной, чем ее западные коллеги.

В 2017 году политик Швейцарской народной партии Клаудио Дзанетти поинтересовался через твиттер у RT и Sputnik, правдива ли статья о давлении на СМИ в России, опубликованная infosperber.ch и рассказывающая о набирающем силу давлении на российскую журналистику. Некоторые иностранные издания указали на комичность происходящего: правый политик спрашивает у журналистов, оплачиваемых авторитарным государством, правду о свободе прессы. Мы не знаем, получил ли Клаудио Дзанетти ответ на свой вопрос, но ни у RT, ни у Sputnik никогда не было сообщений об ограничении свободы слова в России. Поиск по ключевым словам выдает результаты о «западной лживой прессе», цензуре медиа во Франции, об «уровне абсурда» блокировки RT DE и подавлении СМИ Владимиром Зеленским. «Второе мнение» наперекор «подцензурной» прессе Западной Европы — так RT описывали свой контент. Исследования показали, что RT поддерживал теории заговора, распространял дезинформацию, пропагандировал исламофобию и антисемитизм.

Обращаясь к радикальным правым идеологам и спорным медийным личностям, выдавая их за «экспертов», RT создал целую систему фейковой экспертизы. Так, американский теоретик антисемитского заговора и сторонник «превосходства белых» Ричард Спенсер стал для RT и его аудитории экспертом по Ливии и Сирии; польский ультраправый активист Матеуш Пискорский и лидер пророссийской партии «Смена» стал политологом, говорящим про «несостоявшееся государство» Украину; немецкий крайне правый журналист Мануэль Оксенрайтер, известный своими прокремлевскими взглядами, взял на себя роль «политического аналитика» и «эксперта по Сирии». RT давал слово радикальным правым политикам и консервативным общественным деятелям, культивируя пророссийские настроения и давя на самые больные точки развитого мира.

Сейчас, когда RT закрыли, их дело в информационном пространстве продолжают отдельные медийные личности. 3 марта, пока жители Украины слушали грохот снарядов, Кремль разослал государственным СМИ четкие руководства по поведению. Среди документов был один, обративший на себя особое внимание журналистов: он был озаглавлен «Для СМИ и комментаторов (рекомендации по освещению событий от 03.03)» и рекомендовал «максимально использовать фрагменты передач популярного ведущего Fox News Такера Карлсона, который резко критикует действия США [и] НАТО, их негативную роль в развязывании конфликта на Украине, [и] вызывающе провокационное поведение руководства восточных стран и НАТО по отношению к Российской Федерации и лично к президенту Путину».

Фрагмент методички для кремлевских СМИ

Mother Jones