Символы и смыслы – сложные понятия, но, например, в Китае они существуют в неразрывной связи на протяжении всей истории. Когда мы произносим слово «история», у нас перед глазами привычно мелькают какие-то даты, имена. В настоящее время мы все в России столкнулись с тем, что с историей возникли большие сложности – многие вещи, которые мы в истории знаем, начали резко менять свои значения: то ли мы были под татарами, то ли татары – под нами; то ли мы завоевали и победили, то ли мы проиграли. То есть совершенно очевидно, что мы все сталкиваемся с большими проблемами – как нам понимать историю и с помощью чего понимать. Я долго исследовал Китай, пытаясь разобраться в первую очередь в том, как им удаётся этой самой историей рулить. Когда в 1987 году я попал в Китай в первый раз, то увидел, что там грядущее свершилось каким-то образом неожиданно: после поры безвременья, когда китайцы снижали рождаемость и уничтожали наших воробьёв, после этой паранойи доменных печей в каждом дворе, они оказались в грядущем. Я предполагаю, что история может быть только у будущего и история существует только для будущего. А вот как история превращается в будущее, я очень долго пытался разобраться, копаясь в китайских традициях, изучая исторические хроники, изучая тексты, которые легли в основу истории, и частично разобрался. У китайцев по Книге Перемен существует схема, описывающая, как складывается личность человека: это история его личная, это история его семьи, история его рода, история его народа, история его страны и история человечества. Эти шесть составляющих, шесть уровней знаний, в каждом из которых существуют свои ценности, и формируют целостное восприятие себя в истории, личности в истории, понимание себя. И если прекращаются какие-то из частей этой истории, то, конечно же, возникают серьёзные проблемы. Думаю, что многие проблемы у нас сейчас существуют именно поэтому. Я хочу сказать, что текущее время вроде бы кризисное. Для меня этот кризис не имеет никакого отношения к экономике, это кризис системы смыслообразования в общем в человечестве. По моим наблюдениям, легче всего этот кризис переживают китайцы. А чем отличаются, в частности, китайцы от нас или от американцев? Они отличаются этой самой историчностью, историчность китайского сознания играет огромную роль. Я попытался разобраться, а где же наша историчность, и понял, что у нас есть серьёзные проблемы в этом, потому что у китайцев история полна переживаемыми образами. Когда мы заглядываем в свою историю, нам почти не за что зацепиться. Мы цепляемся за что-то и переживаем только тогда, когда в нас что-то отзывается, когда это переживание в нас вызывает другие образы и когда мы понимаем, что образ тянет за собой наши понятия о ценностях и мы понимаем смысл этих ценностей. В настоящее время проблема заключается в том, что у нас нет общих ценностей в стране. Была такая общая ценность – деньги, которая почему-то в некоторых руках была более общей, чем в других. А сейчас и деньги как ценность стали мистическим образом малосущественны. Деньги – эквивалент потенции смыслообразования: чем больше ты про смыслы знаешь, чем больше смыслов ты умеешь образовать и проводить через своё пространство, тем легче у тебя отношения с деньгами. Чем меньше ты знаешь про смыслы, тем сложнее тебе эти деньги даются и тем более сложные с ними отношения. К тому же ведь не всегда деньги – это эквивалент отсутствия проблем, наоборот, как раз чаще всего наличие денег начинает порождать проблемы. А это опять связано с отсутствием способов смыслообразования, отсутствием понимания, как придать осмысленность своей жизни с помощью ценностей. Назовём этот текст, из которого я вам предлагаю фрагменты для ознакомления, »Геополитическая история духа русского народа". В этом своём исследовании я говорю о том, как нужно было бы и как можно нам построить геополитическую историю. Должна быть история духа. У китайцев эта история духа начинается на территории, она начинается с Тибета, стекает двумя реками и тремя горными драконами. Три горных дракона – это Северный, Южный и Центральный хребты, от которых все китайцы и мастера фэншуй считают фэншуй для каждой деревни, для каждого дома, для каждого отдельного человека, для каждой квартиры. Это значит, что эти горы и воды каким-то образом уживаются в качестве духовных ценностей в каждой китайской душе. А как в нашей душе укладывается наша территория? Является ли Дальний Восток, Сибирь и так далее неотъемлемой частью пространства русского духа? Это вопрос, который, я думаю, многие иногда себе задают, потому что иногда, живя в Москве, сложно представить, что Камчатка тоже имеет отношения к понятию «Русь». А у нас же ещё и понятий много: есть понятие «Российская Федерация», есть понятие «Русь», есть понятие «Россия». И мы когда говорим «русский», то мы не знаем, что мы имеем в виду – национальность по крови или что-то еще? Я проводил специальные опросы людей: насколько ты считаешь себя русским? Ты русский человек? – говорил я просто прямо. Знаете, практически любой человек задумывался и говорил: ну, в общем-то, наверное, но только бабушка у меня была то ли немка, то ли прабабушка кореянка, то ли татары у меня были в роду, а ещё были вотяки, немцы, пермяки и так далее, поэтому вообще-то я, наверное, не русский – говорили мне почти все люди. А вообще я, говорит, не знаю. В Китае есть понятие названия государства – Чжун Го, что означает «Срединное Государство», и поэтому в Китае абсолютно любой человек спокойно скажет: «Я – Чжун Го Жэнь, я – житель Срединной страны». В Китае вообще-то насчитывается официально 56 национальностей. Наши исследования имеют определённую цель. У нас есть герб, у нас есть флаг Российской Федерации. Три цвета нашего флага – что они значат? Открыл я сайт Президента РФ, Закон о государственном флаге, и там нет ни одного слова о цвете полос. Если нет этого значения, я говорю, придумайте и дайте. Когда спрашиваешь: каково значение, есть и другое: «что это значит», «какова ценность этого», «в чём ценность»? Если во флаге нет никакого значения, если он не несёт образов, значений, то, следовательно, пропадает ценность флага. Вот эти полоски – как же их переживать? Если тебе говорится, что это символ Российской Федерации, то что означает данный символ? В общем, как-то становится тоскливо и неуютно от таких образов, которые ничего не значат, и в которых нет значения, нет символизации. Я подумал: хорошо, ну флаг, три полосы – абстракция, наверное, было сложно понять, сложно придумать, сложно исследовать, сложно изучить… Там же есть Закон о государственном гербе, я уже думаю – ну вот эти орлы, священные птицы, про них точно есть что сказать, у них же крылья – это крылья духа, они нас должны нести через время нашим потомкам в великих свершениях. Ни одного слова о значении образов на гербе. Раньше-то как было – это молот, это серп, по крайней мере, существовало объяснение, что это союз рабочего класса с трудовым крестьянством. Как-то было всё не очень хорошо сделано, но основательно. А сейчас эта основательность куда-то делась. Мы потеряли связь прошлого с будущим. Я предполагаю, что её как-то надо восстанавливать. Я решил посмотреть, как это происходит на примере нашего соседа – Китая. И увидел, что в духе китайского народа, в каждой отдельной личности есть однозначно общие ценности. Есть общая осмысленная история. Я не хочу заявлять огульно, что у нас этой общей осмысленной истории нет. Но для того чтобы восстановить пространство духа русского народа, необходимо вернуться к основам истории духа. Какая у нас история духа, куда она идёт? Когда я говорю «русский народ», я имею в виду всех жителей страны Россия, они же как-то должны называться – правильным, понятным, нормальным словом? Есть русские славянского происхождения, а есть русские и татарского происхождения, бурятского, чукотского, и все русские, потому что в стране с названием гордым Русь мы все живём. Мы живём на Руси – вот так это называется. Здесь у нас есть общий язык, который нас всех объединяет. Вот мы здесь собрались, на этой лодке, и если начнёт отделяться корма или нос, или середина – лодка вся потонет. Так уже бывало, мы наблюдали эти вещи. Поэтому я разбирался и вдруг понял, что история духа может быть понята и восстановлена только через одновременное воздействие на прошлое, настоящее и будущее этого духа. А дух непосредственно связан пространством обитания народа – носителей духа. То, что нас сейчас объединяет – это единая, целостная, неделимая Россия как территория. Но проблема в том, что дух живёт через образы: ты видишь образы, переживаешь образы. Поэтому должны быть общие понимания того, как нужно переживать образы. Я смотрел на карту Российской Федерации, долго вглядывался и задумался, а где же вообще центр страны моей? Слово «Москва» для меня означает «Мо-зг-ва», вот так чуть-чуть его изменить. То есть она мозговитая, башковитая, здесь всё от ума. И, может, неплохо, чтобы здесь была голова, но совершенно точно – не сердце. Сердца здесь нет, сердце должно переживать. Я ещё раз говорю, что территорию свою нужно осмысливать, и осмысливать я начал через то, что разделил эту территорию на две части. Средина этой территории приходится на речку Енисей. Горы и реки составляют образ России визуально, я его по-другому не могу увидеть. Если из космоса сфотографировать, там всё равно будут видны эти горы и огромные речки. Речки в основном, если с Востока на Запад идти, текут с юга на север, начиная с Колымы, Индигирки, Яны, Лены, Енисея, Оби. А вот после Уральского хребта в основном у нас Волга главная река и Дон – они текут с севера на юг, в обратную сторону. Я начал видеть, что есть некая симметрия. Однажды я привёз в Россию серьёзного китайского мыслителя, зовут его Ван Да-ю, автора множества книг по древней истории Китая, по символам, по орнаментам, по духу и так далее. Я говорю: Ван Да-ю, давай посмотрим на нашу российскую карту, потому что я знаю, что ты там что-то увидишь. Он говорит: вот здесь дракон, а вот здесь птица волшебная. Дело в том, что у китайцев два основных образа, в которых вообще воспринимается история, которая даёт возможность образовывать ценности. Я ответил Ван Да-ю: у нас никаких драконов нет. Я посмотрел на эту историю и вдруг вспомнил, что у нас есть птица о двух головах, про которую тоже никто не знает, что это за птица такая. Но я подумал, что, в принципе, мы же наделяем образы смыслами, мы же символизируем. Конечно, две головы указывают на то, что у двух птиц единое тело. Если единое тело, следовательно, оно состоит из одного начала, которое даёт две части. Я посмотрел: ну почему бы тогда не быть двум птицам? А может быть, они друг к другу прилепились с разных сторон. У нас же герб-то на плоскости. И я увидел, что это две птицы: одна птица летит с севера на юг, тело ее составлено Уральским хребтом, а Новая Земля у неё хвостом является, а другая птица – это водная птица, мужская, это орёл – располагается на Востоке, центр у него идёт по реке Лене и Верхоянскому хребту. Что такое исконно русская земля? Исконно русская земля – эти две птицы с нашего герба, которые просто изображаются как двухголовая птица. Траектория образования и создания очертаний пространства является неотъемлемой частью истории духа и совпадает с очертаниями и пространствами духа, указывая на его качества и свойства. Я говорю о том, что дыхание времени, которое распространяется через пространство духа волнами, накладывается на пространство как территорию и на пространство как понятийную единицу. Это я к тому, что орёл летел, летел и потихоньку стал двумя орлами. Я понимаю, что Ерофей Хабаров, Ермак – вот это всё крылья этого орла во времени. А крылья этого орла в пространстве сейчас – это, конечно, Восточно-Европейская возвышенность, это Восточно-Сибирская низменность, это Западно-Сибирская возвышенность, это Дальний Восток – это четыре крыла этого орла, на которых Россия летит во времени. На самом деле это два орла, это орёл и орлица. Если с этой точки зрения посмотреть на герб, тогда есть значение, тогда появляются ценности, которыми я могу гордиться. У меня такая большая страна, самая большая в мире – это предмет для гордости. Это огромная, великая страна, и в этом величии есть величие наших отцов, наших дедов. Через это величие мы связаны с предками, это и есть пространство нашего духа. Потому что мы ведь знаем, что дух культуры, дух народа – это то, что выходит за пределы меня как личности, за пределы меня как семьи. Я хочу, чтобы этот дух перешёл вместе с крыльями этих орлов к моим детям, я хочу, чтобы это всё ожило во времени. Поэтому дыхание времени нужно правильно понимать и принимать в пространство духа. И это принятие должно быть активным действием, эти образы надо оживлять. Россияне, люди русские, люди земли русской! У нас должны быть какие-то общие образы. Через образы земли, которые существуют в границах геополитического пространства русского государства, описываются и образы движения сил во времени. Ведь образ несёт силу. Это описание и является геополитической историей духа русского народа, так как существует насущная необходимость объединить людей в едином понимании времени – тогда появится история, чтобы источник силы духа Руси был доступен каждому из её обитателей.