Сейчас многие говорят о "новой национализации" – переходе проблемных активов государству. Я бы не торопился говорить о "национализации". Мы имеем квазинационализацию только в некоторых случаях, прежде всего в банковской системе, где некоторые проблемные банки передаются под управление госбанков или госкомпаний. Подобные случаи среди предприятий (вроде разрекламированной истории с обанкротившимся Амурским судостроительным заводом) вообще единичны. И, кстати говоря, такая квазинационализация является не худшим вариантом, по сравнению с другой практикой – масштабного государственного кредитования частных компаний в интересах их собственников, при том, что речь там идет не о банкротстве, а о возможной смене собственника в результате перехода к кредиторам заложенных пакетов акций. Другое дело, что довольно масштабная национализация была проведена в 2004 – 2008 г., когда госкомпании захватывали или выкупали пакеты акций предприятий, прежде всего в ТЭК. У государства есть несколько стратегий. Первая – пытаться продать весь принадлежащий ему пакет акций или часть его после стабилизации ситуации на рынке. Практика предыдущих лет показывала, что в большинстве случаев государство предпочитало продавать не более блокирующего пакета акций. Но тогда речь шла о растущем – в силу сверхвысоких цен на углеводороды – рынке, и многие российские и зарубежные инвесторы приобретали их как портфельные инвестиции, на что при нынешней конъюнктуре и после прошлогоднего катастрофического обвала рассчитывать не стоит. Идеальным вариантом могла бы стать продажа контрольного пакета акций, особенно проблемных предприятий, стратегическому инвестору. Кстати, если мы обратим внимание на риторику руководителей государства, то они постоянно говорят о таких возможностях, о том, что они не против. Но примеров – особенно в крупном бизнесе – мы не видим. Наихудшим сценарием является превращение государственных предприятий в профессиональных "вышибал" государственных дотаций. Нечто подобное мы видим на примере "АвтоВАЗа". Когда государство выкупало у менеджмента контрольный пакет акций, много говорилось о том, что вот теперь-то произойдет технологическая революция, теперь-то машины станут конкурентоспособны. Ничего подобного за четыре года не произошло, но завод требует еще дотаций, еще повышения пошлин и т.п. Если возможно, фактически бесконечное получение госдотаций, то лоббизм на этой ниве будет очевидно выгоднее, чем производство. Потому для государственных компаний очень остро стоит вопрос ответственности менеджмента за результаты работы. Полностью преодолеть извечную проблему приватизации прибыли и национализации убытков государственных предприятий не удастся, но ей должны быть поставлены какие-то рамки. Впрочем, наши рассуждения исходят из абстрактной "экономической пользы". А кроме нее, существует польза конкретных лиц, и ею не в последнюю очередь диктуется экономическая политика.