Владимир Путин и Эмманюэль Макрон

Владимир Путин и Эмманюэль Макрон

Marc Vorwerk/SULUPRESS.DE/Global Look Press

Почему дорогой рубль — плохой симптом для российской экономики, какие сценарии для валютного курса просматриваются в ближайшей перспективе, какими еще могут быть западные санкции, нужно ли Западу вмешиваться во внутреннюю российскую политику и как россияне будут платить за восстановление Украины? Мы поговорили об этом с экономистом, профессором финансов IE Business School (Мадрид) Максимом Мироновым. А также обсудили скандальную тему «паспортов хороших русских».

«Украине из Европы шлют гораздо меньше денег, чем Путину»

—Мы по-обывательски привыкли считать, что чем хуже дела в экономике, тем дешевле стоит рубль. И наоборот, чем рубль крепче, тем экономика лучше. Вот сегодня и Александр Лукашенко разговаривал с Владимиром Путиным и тоже так по-простецки похвалил: «Рубль укрепляется бешеными темпами». Значит ли укрепление рубля, что с экономикой все не так плохо?

— Если бы рубль укреплялся, а другие условия не изменились, то это говорило бы в пользу российской экономики. Но когда основные экономические условия сохранялись, рубль слабел. В октябре, перед тем как Путин начал размахивать шашкой и стягивать войска к Украине, он был около 70 и потом вырос до 77 рублей за доллар. Что на самом деле довольно сильное ослабление, учитывая то, что цены на нефть выросли. Если бы не война, он должен был быть 65 рублей за доллар в конце февраля, он должен был укрепиться.

Ведь что такое курс рубля? Он складывается из спроса и предложения. Есть предложение долларов, это прежде всего экспортная выручка, которая продается, и есть спрос на доллары, который складывается из импорта, спроса на вывоз капитала. Потому что у России много лет положительное сальдо торгового баланса. Это значит, что мы долларов получаем намного больше, чем тратим. И этот избыток превращается в экспорт капитала. Когда выводятся деньги в офшоры, скупаются футбольные клубы, граждане себе покупают дома за границей — это все вывоз капитала.

Что произошло? Несколько вещей. Во-первых, с начала войны экспорт сократился. Но сократился не сильно, не критично. И Центробанк тут же ввел правило: 80% валютной выручки менять на рубли, а по многим позициям и 100%. Формально последнее не анонсировалось, но когда Путин говорит: «Вы должны продавать нефть и газ за рубли» — это то же самое, что 100% продажа валютной выручки. Откуда у европейских потребителей возьмутся рубли? Они могут только пойти и свои евро поменять у Центробанка на рубли. Ведь единственная организация в мире, которая выпускает рубли — это ЦБ РФ. Фактически речь о том, чтобы 100% валютной выручки поменять на рубли и получить некоторое предложение валюты.

Максим Миронов

Предоставлено Максимом Мироновым

Удар по притоку выручки был минимальный. Но удар по спросу был просто огромный. Центробанк сам тут же закрыл вывоз капитала почти по всем каналам. Он запретил нерезидентам продавать российские акции и активы и выводить выручку. Это же огромный канал. Ведь когда возникает любая нестабильность, что происходит? Любой инвестор продает свои активы и выводит из страны деньги. Но все инвестиции иностранцев и даже резидентов, сделанные через иностранного брокера в российские ценные бумаги, оказались заморожены. ЦБ не дает продать свои активы, купить на эти рубли доллары и вывести.

Второе — запрещено вывозить из страны наличные. Был возможен вывоз и перевод 10 тысяч долларов, недавно сумма увеличилась до 50 тысяч. Представьте, вы россиянин, который понимает, что ужас-ужас, война-война, нужно что-то делать. Вы квартиру продали за 200 тысяч долларов, но вы не можете легально вывести их из страны. Не можете ни в чемодан деньги погрузить, ни сделать перевод. Это запрещено. Формально 50 тысяч долларов сейчас переводить разрешили. Но это формально. А реально — у меня есть знакомый, который пытается из неподсанкционных банков вывести деньги в Европу, и ему просто не проводят платежи. Люди отправляют 10–20 тысяч евро на счет в Швейцарии, а банки-корреспонденты не проводят деньги. Всегда был огромный спрос на вывоз капитала, а сейчас он ограничен.

Такая же история с карточками Visa и Mastercard. Ведь их блокировка ударила в первую очередь по тем россиянам, которые выехали. Они не могут свои капиталы вывезти. Ведь раньше ты едешь путешествовать — ты везде платишь Visa и Mastercard, там списываются рубли и покупаются доллары. Это фактический спрос на доллары, спрос на валюту. Сейчас это тоже закрыто.

Про импорт я вообще молчу. Куча товаров оказалась просто в недосягаемости. Импортеры отказались привозить машины, комплектующие для предприятий и так далее… Вы теперь не можете оплатить импорт услуг, покупая подписку на Netflix и прочее. Фактически пути оттока долларов были ограничены как административно, так и санкциями, введенными западными компаниями. И получилось так, что доллары, как ни парадоксально, стали бесполезными бумагами. Вам же не нужен доллар сам по себе, чтобы на него молиться? Он вам нужен, чтобы покупать какие-то товары, чтобы вывести доллары из страны и купить квартиру в Европе, чтобы вывести на свой счет в другой стране и там потом что-то покупать.

Получилось так, что все эти пути были отрезаны и поэтому рубль укрепляется. И Центробанк не знает, что делать. Сократили продажу валютной выручки до 50%, но, я думаю, этого не хватит. Скорее всего, Центробанк будет плавно ослаблять другие ограничения. Хотя ситуация зависит не только от ЦБ РФ, но и от правительств других государств.

Конечно это очень нездоровая ситуация. Например, вы можете похудеть, если вы перестанете есть. Да, вы похудеете, но, скорее всего, это будет не здоровое голодание, у вас будут какие-то нарушения в организме, это может привести и к смерти. И это то, что мы видим сейчас, когда экономика лишается импортных товаров, лишается экспорта капитала, когда с нами никто не хочет иметь дела. Россиянам не нужны доллары не потому, что это плохая валюта, а потому, что никто ничего не хочет нам продавать. Это очень плохой сигнал.