В ночь на субботу, 30 мая, немецкое правительство объявило о сделке по продаже концерна Opel консорциуму, состоящему из канадско-австрийского производителя автозапчастей Magna, Сбербанка и "Группы ГАЗ". В результате сделки капитал Adam Opel GmbH распределится следующим образом: General Motors (35%), Magna (20%), Сбербанк (35%), работники Opel (10%). Приобретение Сбербанком 35% акций Opel выглядит удивительной сделкой по ряду обстоятельств:

  1. Российский автопром находится в состоянии глубочайшего кризиса. Падает спрос не только на "Лады" и "Волги", но и на иномарки российской сборки. Приостанавливаются мощности российских заводов "Форд", "Тойота", "Рено".
  2. Сбербанк не получает контроля. Между тем, коалиция GM (35%) и Magna (20%), дающая контроль, выглядит более естественно, чем любая из коалиций с участием Сбербанка.
  3. Ожидать, что 35% акций Opel дадут России доступ к германским технологиям, столь же наивно, как ожидать от покупки 5% акций EADS доступа к секретам европейского аэрокосмического концерна.
  4. Кризисное состояние Opel неизбежно потребует от собственников дальнейших инвестиций, помимо оговоренных 700 млн евро. Ожидается, что в понедельник, 1 июня, GM объявит о банкротстве. Положение Magna лучше, но и у нее падают прибыли. Поэтому основная нагрузка может лечь на Сбербанк.
  5. Не исключено, что эта сделка не спасет Opel от банкротства.
  6. ГАЗ находится в не менее тяжелом положении, чем Opel. Поддерживать его более рационально, чем немецкого автопроизводителя – даже с учетом перспективы переноса части производства Opel на мощности ГАЗа.
  7. ГАЗ выпускает Volga Siber на приобретенном у Chrysler оборудовании. Однако эта попытка оказалась неудачной, и производственные мощности простаивают. Остается только гадать, почему производство Opel на этой площадке может оказаться успешным.
  8. Финансовое положение Сбербанка не располагает к рискованным зарубежным инвестициям. Руководство банка не исключает возможность убытков за 2009 год.
  9. Сбербанк не имеет инвестиционного подразделения, сопоставимого, например, с "ВТБ Капиталом", для самостоятельного проведения и последующего сопровождения сделок такого масштаба.

Впрочем, в отношении Сбербанка волноваться не стоит. Вспомним, чем закончилась история с приобретением ВТБ 5% акций EADS. Разумеется, к европейским аэрокосмическим технологиям российский авиа- и оборонпром не допустили. Подешевевшие акции были в итоге проданы с небольшой премией ВЭБу. По существу, 1 млрд евро был заморожен на долгие годы. В накладе остался не ВТБ, а государство и налогоплательщики. Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф в своем интервью телеканалу "Вести-24" в субботу, 30 мая, сказал: "Мы как банк заинтересованы, чтобы за счёт приобретения таких активов была реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации. На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых, с точки зрения технологий, европейских производителей". С учетом последующих инвестиций на поддержание разоряющегося гиганта сыр может оказаться отнюдь не бесплатным. Надежды реструктурировать российский автопром при наличии всего 35% также весьма призрачны. Истинные причины, приведшие Сбербанк к сделке, неизвестны. Если контрольный пакет акций ГАЗа находится в залоге у Сбербанка, то банк может быть кровно заинтересован в реанимации автогиганта. Кроме того, Сбербанк является крупным держателем облигаций ООО "ГАЗ-финанс", "дочки" "Группы ГАЗ", по которым в марте был допущен реальный дефолт. В организации сделки принимал участие глава концерна Nord Stream Герхард Шредер, экс-канцлер Германии. Возможно, участие российской стороны в этой сделке связано с проектом Nord Stream. Не исключено, что в данной сделке мог быть заинтересован Commerzbank, которому ГАЗ был должен 6,3 млрд руб. по состоянию на 1 января 2009 года. В 1947 году на трофейном оборудовании начался серийный выпуск модели "Москвич-400", разработанной на основе "Opel Kadett" образца 1938 года. Различные модификации "Opel Kadett" выпускались вплоть до 1956 года. Однако тогда немецкая технология была получена благодаря завоеванию Германии.