Wikipedia.org
III. Contra Naturam
They have brought whores for Eleusis
Corpses are set to banquet
at behest of usura.
Ezra Pound, Canto XLV
Нас завораживают истории успеха — особенно с момента воцарения буржуазии и проповедуемого ей «среднего вкуса». С появлением больших городов, какими мы их знаем сегодня, в которых «все происходит». Огромных городов с метро, трамваями, бульварами и гигантскими транспортными потоками, с чудовищной скученностью, как в муравейниках или пчелиных сотах; со столпотворениями одиночек — не теми, что были в средние века, когда одиночества как чувства просто не существовало; с промышленными предприятиями и рабочими, с вопиющей нищетой, которая разливалась по улицам потоками и заполняла все кварталы желтым гноем, не важно, богатые они или бедные. Ведь воздух-то везде один. Больших городов с новой «элитой» из жлобов и держиморд; с «творческими людьми», ставшими обслугой этой «элиты» и рабами среднего вкуса, стремившихся угодить буржуазным массам, которые все больше нуждались в низкопробных развлечениях.
Но по-настоящему нас завораживают не те, кто потакает, а те, кто плывет против течения. Против «природы» скурвившегося мира. Такие как Флобер, который мог творить без оглядки на мнение и конъюнктуру. У него было наследство. Андре Жид, у которого тоже было наследство. И, конечно, чахоточный Марсель Пруст, наследник огромного состояния и при этом — le petit-bourgeois, очарованный аристократией, которая делала вид, что считает его ровней только из-за его денег, а так — глубоко презирала его.
Wikipedia
Этот «недосноб» Пруст оставил после себя настоящий литературный памятник — при его жизни не очень-то оцененный — и сам стал памятником «потерянного времени». Он открыл новую территорию, его опыт оказался заразительным. После Пруста стало невозможно писать по-старому. Явление Пруста — как явление Вагнера в музыке, а также импрессионизма в живописи. После Вагнера невозможно было писать музыку как прежде, он сломал старое напрочь. Импрессионисты сломали парадигму в живописи. После них взгляд на картину стал другим. ХХ век в литературе — век Пруста. Мы до сих пор пишем, как Пруст. Те, у кого есть хоть какая-то фантазия и воображение, которые не потеряли их после столкновения с миром. После того как этот мир окончательно раскололся, рассыпался, нам ничего не остается, как смотреть назад и искать потерянное время, которого ни вернуть, ни отменить невозможно. Но можно — вспомнить, и тогда оно на миг к нам вернется.
В лучшей экранизации Пруста — как ни странно, у немца Фолькера Шлендорфа — все плывет в дымке, в тумане как на вилле осенью, все как будто сон, и это и есть сон. Жизнь как сон и как миг, как мгновение. Пруст вызывает к жизни сон, который также есть смерть, небытие, пусть и сладкое. Но там, за этим мигом, нет ничего. Нас пленяет эта пустота.
Но знаете, что нас больше всего завораживает в Прусте?