Рекламный плакат общества "Интурист", ок. 1932 г.

Рекламный плакат общества "Интурист", ок. 1932 г.

Источник: visualhistory.livejournal.com (Public Domain)

Новая книга известного исторического публициста Льва Симкина «Великий обман. Чужестранцы в стране большевиков» (вышла в издательство Бомбора) рассказывает о том, как в СССР 1920-х — 1930-х годов принимали иностранных туристов. Въездной туризм, в ходе которого гостям демонстрировались витринные достижения «победившего социализма», был важной частью сталинской пропаганды — и, разумеется, предоставлял прекрасные возможности для идеологической обработки и вербовки наивных иностранцев.

«В 20-е годы в СССР была создана уникальная система приема иностранных гостей. На первом месте — те, от кого в первую очередь зависело формирование нужного образа Страны Советов за рубежом, западные интеллектуалы — писатели, ученые, политики, крупные журналисты. На втором — рабочие делегации, призванные после возвращения рассказать пролетариям всех стран «правду о Советском Союзе». На третьем — обычные «интуристы», целью привлечения которых была не столько валюта, сколько их идеологическая обработка».

Этой последней категории посетителей СССР посвящена глава «Техника гостеприимства», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства.