Памятник Сююмбике в Касимове

Памятник Сююмбике в Касимове

youtube.com

Пару лет по воскресеньям во «Власти» выходили мои заметки под рубрикой «Слово недели». Я старался выловить в потоке новостей словцо или целую фразу, выстроить контекст, показать, как одно-единственное слово может что-то прояснить в происходящем со страной. И с нами.

Последний выпуск «Слова недели» вышел 27 февраля. Позже текст пришлось убрать с сайта, увы. Понятно, наверное, почему (впрочем, принятые тогда решения Republic от блокировки все равно не спасли, ну да что уж теперь).

Тогда же и стало понятно, что проект «Слово недели» себя изжил: слово у нас теперь одно, боюсь, на годы. К тому же, вслух его произносить запрещено. Какое уж тут выстраивание контекстов. Однако заменить чем-нибудь эту рубрику все-таки хотелось.

Сегодня — премьера: попробую начать цикл воскресных заметок под общим названием «Побочные сюжеты». В большом художественном произведении побочный сюжет — особая линия событий, которая позволяет читателю чуть отдохнуть и развлечься, а писателю — сказать о героях, о времени и о себе что-то такое, что в основную линию повествования не укладывается.

Для «Власти» главный герой — режим, который формируется в России. Режим со своим основным повествованием определился окончательно. Хотел написать аккуратнее — «похоже, определился», но нет ведь больше места для оговорок. Все совершенно однозначно, и шансов свернуть с выбранного пути не осталось. Спорить можно только о том, что там, в конце нашего светлого пути — бетонная стена или бездонная яма.

Но ведь даже и теперь на обочинах главной магистрали происходят разнообразные ДТП, дающие поводы и для размышлений, и для улыбки. Главное повествование режима не обходится без побочных сюжетов, без мелких историй, позволяющих по-новому взглянуть на происходящее. Делающих наше вытоптанное интеллектуальное поле чуть все-таки богаче. Или слово «плац» нынче более уместно? Не знаю, но звучит красиво — «интеллектуальный плац».

Надеюсь, замысел понятен, растягивать предисловие не хочется, хочется уже рассказать первую байку. Короче, слушайте.

***

Есть в Рязанской области маленький город Касимов. Маленький, зато старый, в русскую историю вросший плотно. Основан в XII веке (тогда назывался Городец Мещерский). Потом стал Новым низовым городцом, а еще позже — в середине XV века — получил свое нынешнее имя. Получил не просто так: татарский царевич Касим оказал немалую помощь Василию Темному в борьбе за великокняжеский престол. И когда царевичу пришлось бежать из Казани — в Казанском ханстве всегда было слишком много претендентов на трон и резали они друг друга без жалости — князь про его заслуги вспомнил и подарил беглецу изрядный удел. Так среди московских земель появилось Касимовское ханство, просуществовавшее, кстати, аж до конца XVII века, а главный город назвали в честь нового владельца.

Последним «царем касимовским» — русская история извилистая и временами веселая — стал знаменитый шут Петра Первого Иван Балакирев. Петр побывал с армией в Касимове, когда шел в Персидский поход, шут узнал, что в ликвидированном ханстве больше нет владыки, и, чтобы повеселить могучего патрона, попросил себе титул. Петр шутку поддержал, но шутка до его смерти оставалась шуткой. А вот Екатерина Первая, став императрицей, и памятуя, видимо, как любил покойный государь своего остроумного «дурака», не только подтвердила титул, но и подарила Балакиреву обширные имения в Касимове. Там он и похоронен.