Cоветское руководство на XVI съезде ВКП(б), 1930 год

Cоветское руководство на XVI съезде ВКП(б), 1930 год

Фото: Russian Look / Global Look

Об эффективности госаппарата в России написаны тонны книг и статей. Приняты сотни и тысячи правовых актов, призванных усилить, углубить, ужесточить, измерить эффективность, проконтролировать. В итоге численность «служивого сословия» только увеличивается, а вот проблемы с эффективностью остаются. В этой связи любопытен случай с деятельностью Государственного треста по изысканию и эксплуатации метеоров «Госметеор» Академии транскосмических наук. И он может кое-что рассказать о бюрократии сегодняшней.

История эта случилась в 1933 году. Тогда журнал «Крокодил» возглавлял Михаил Мануильский, младший брат революционера, академика, работника Коминтерна, а затем Первого секретаря ЦК КП Украины Дмитрия Мануильского. Поэтому, несмотря на тяжелые в плане политической свободы и гласности годы, «Крокодилу», Михаилу Мануильскому и авторам журнала позволялось если не все, то многое. И вот сотрудники «Крокодила» решили провести эксперимент, который был призван проверить эффективность тогдашней бюрократии. Проверить бюрократию на бюрократичность.

Эксперимент был поставлен, но публикация тогда не состоялась. Лишь в 1989 году в журнале «Социологические исследования» благодаря дочери Мануильского Татьяне Михайловне история была обнародована практически в полном объеме.

Суть эксперимента. «Крокодильцы» решили создать абсолютно мифическую структуру с абсолютно безумным названием и от ее имени ходить с разнообразными просьбами/требованиями к самым разным бюрократам.

Сначала для названия родилась фраза «по изысканию и эксплуатации». Затем нужно было определить, а что изыскивают и эксплуатируют. Попробовали отходы от страусовых перьев. Показалось сложно. Остановились на тресте по изысканию и эксплуатации метеоров. Следующий шаг — найти ту организацию, при которой бы этот выдуманный «Госметеор» функционировал. И тогда на свет появилась Академия транскосмических наук. Как описывали авторы задумки, это удовлетворяло всем требованиям: «И загадочно, и солидно, и глупо». Следом появились бланк, штамп и печать. А куда без них? Они — фундамент любой организации. Альфа и омега любой бюрократической переписки.

Но «крокодильцы» не были бы «крокодильцами», если бы остановились только на названии. Нужно было придумать начальство и сотрудников «Госметеора». И на свет явились директор, а иногда научный консультант профессор О. Бендер, директор, управделами и заведующий сектором пропаганды приват-доцент А. Покойный, ученый секретарь А. Липарь, консультант Вильгельм Телль, приват-доцент Сергей Сергеевич Скалозуб и другие. Обсуждались Павел Иванович Чичиков, Настасья Петровна Коробочка и Иван Александрович Хлестаков.

Именно так с легкой руки М. Мануильского и журналистов «Крокодила» Государственный трест по изысканию и эксплуатации метеоров «Госметеор» Академии транскосмических наук во главе с директором профессором О. Бендером получил путевку в жизнь.