Министерство финансов России. Фото: Global Look Press

Министерство финансов России. Фото: Global Look Press

В ночь с воскресенья на понедельник истек месячный льготный период, в течение которого Россия должна была выплатить 100 млн долларов по двум выпускам своих евробондов. Как отмечает Bloomberg, это первый дефолт России по внешним обязательствам, который страна допустила более, чем за сто лет — в 1918 году большевики отказались платить царские долги. Минфин уже заявил, что свои обязательства Россия выполнила — правда, в рублях. Но оплата рублями не предусмотрена условиями выпуска облигаций. Что будет происходить дальше — Terra incognita, считают опрошенные Republic эксперты. Одно несомненно — на улице юристов наступил многолетний, роскошный праздник.

Российские граждане хорошо помнят дефолт 1998 года. Однако тот дефолт был по внутренним долговым обязательствам — ГКО. Внешние долги Россия платила всегда. Единственное исключение — отказ большевиков от выплаты царских долгов в 1918 году, что в конечном итоге вышло им боком. Но тогда у молодого государства не было денег.

Сегодня в России деньги есть. Задолженность непосильной не назовешь — по разным оценкам, от 40 до 57 млрд долларов. Желание платить тоже в наличии. Однако нет технической возможности провести платежи — западные финансовые институты не могут исполнить свою функцию посредников из-за санкций. Bloomberg назвало ситуацию «кульминацией жестких санкций Запада, обрубивших каналы платежей кредиторам за рубежом». Отмечая, что «это мрачный маркер быстрого превращения страны в экономического, финансового и политического изгоя», агентство все же признает, что «учитывая ущерб, уже нанесенный экономике и рынкам, дефолт пока также носит в основном символический характер и мало что значит для россиян, переживающих двузначную инфляцию и худший экономический спад за последние годы».

А был ли дефолт?