Фото: Leonid Faerberg/Transport Photo Images/Global Look Press
Планы ЕС ввести эмбарго на российский газ, нефть и уголь запустили дискуссию о влиянии санкций, введенных из-за военного конфликта в Украине, на энергетический переход в Европе и перспективы усилий мирового сообщества по декарбонизации. При этом очевидно, что у санкций также будут серьезные последствия для и без того медленного и довольно неуверенного «зеленого перехода» России — будь то модернизация энергетического сектора или научные исследования в области климата. Действия или бездействие России имеют значение для всех нас: одиннадцатая по величине экономика мира также является четвертым по величине эмитентом парниковых газов, вторым по величине экспортером сырой нефти и крупнейшим в мире экспортером газа. Российская экономика сильно зависит от энергоемких отраслей промышленности и ископаемых видов топлива: только на нефть и газ в последние годы приходится 35–40% доходов федерального бюджета. Углеводороды подпитывают богатство и власть российской элиты, это источник энергетической безопасности и благосостояния граждан России.
Декарбонизация России под угрозой
До недавнего времени Россия долго считалась страной с неоднозначной позицией на международных переговорах по климату, в лучшем случае пассивным игроком, а в худшем — страной, которая даже может затормозить мировой переговорный процесс. Однако за последние годы ситуация изменилась. В ноябре 2021 года правительство утвердило Долгосрочную стратегию низкоуглеродного развития, которая предусматривала достижение углеродной нейтральности к 2060 году. В том же 2021 году для крупных предприятий была введена система отчетности по выбросам парниковых газов, принят первый национальный план адаптации к изменениям климата и объявлено о запуске эксперимента на Сахалине, цель которого — достижение углеродной нейтральности к концу 2025 года.
По мнению ряда экспертов, многие стимулы для этих инициатив исходили из-за пределов страны. Например, в рамках комплексного климатического пакета Европейского союза «Зеленый курс» планируется запустить механизм пограничной углеродной корректировки (CBAM) и с 2026 года установить дополнительную плату за выбросы парниковых газов на ряд групп импортных товаров, поступающих на европейский рынок из стран, не входящих в ЕС — таких, как Россия. Считается, что подобные международные климатические инициативы побудили российское правительство и промышленность наконец-то начать серьезно относиться к проблемам изменения климата и декарбонизации.
Однако с каждым днем войны эти внешние стимулы теряют свою силу, что делает внутреннюю климатическую политику России как никогда неопределенной.