Виктор Орбан

Виктор Орбан

IMAGO / Martin Jue / Global Look Press

Свое 59-летие Виктор Орбан, образец антилиберального популизма в Европе, вероятно, встретил в хорошем расположении духа. В своей борьбе против путинской военной агрессии лидеры Европейского союза капитулировали перед премьер-министром Венгрии и его требованиями предоставить Будапешту почти полное освобождение от нефтяного эмбарго. Коллективная уступка Орбану, который 26 дней тормозил принятие шестого пакета санкций, избавила Брюссель от неудобных вопросов об отсутствии широко разрекламированного эмбарго и вновь продемонстрировала опасность действующего венгерского режима для единства Европейского альянса.

Прошедшие в начале апреля выборы окончательно разрушили надежды на то, что новая война в Европе показала миру всю опасность авторитарных правителей. Еще в прошлом году страх перед растущим контролем Виктора Орбана над Венгрией заставил оппозицию сотрудничать. Две центристские партии (Демократическая коалиция и движение «Импульс»), крайне правая партия «Йоббик» и левоцентристские партии («Зеленые» и «Диалог») составили единый список под названием «Объединяемся за Венгрию». Вся оппозиция сплотилась вокруг одного кандидата — консервативного католика, который имел все шансы проникнуть в избирательную базу правящей партии. Однако построенное за годы ее правления подобие электоральной автократии отразило удар, сохранив за Виктором Орбаном третье по продолжительности пребывания у власти место в Европе. Сегодня венгерский лидер уступает по этому показателю лишь Александру Лукашенко и Владимиру Путину.

Правящая партия давно известна своими евроскептическими взглядами, а ее лидер — еще и своими крепкими личными связями с Кремлем. Сегодня это особенно заметно не только по действиям Будапешта, но и по венгерской пропаганде, которая в некоторых случаях неотличима от нарративов телеканала RT и продвигает среди своего населения точки зрения Москвы. Следствием этого является глубокое разделение венгерского общества в отношении текущих событий.

Согласно опросу, проведенному Институтом Publicus, 64% граждан Венгрии считают, что вторжение в Украину было скорее «агрессией», чем «обороной» Москвы. При этом если 91% оппозиционных избирателей считали Москву агрессором, 44% избирателей «Фидес» не разделяли эту точку зрения. Точно так же, согласно опросу, в то время как 90% оппозиционных избирателей заявили, что Венгрия должна более жестко осудить Россию за нападение на Украину, с ними согласны только 8% сторонников действующего правительства. Венгрия сильно выбивается среди своих соседей, когда речь заходит об оценке личности Владимира Путина: прошлогодний опрос показал, что 43% венгерцев положительно относятся к российскому президенту, по сравнению с 10% поляков и 25% чехов.

Виктор Орбан

Nicolas Landemard / Keystone Press Agency / Global Look Press

Отказ Венгрии от поставок оружия в Украину, противодействие эмбарго на импорт российской нефти и попытки государственных лиц избежать личной критики Владимира Путина привели к расколу в ее отношениях не только с либеральными союзниками по ЕС, но и с бывшими антилиберальными союзниками, такими как польская партия «Право и справедливость». Сегодня Будапешт может рассчитывать разве что на поддержку своих поклонников в Соединенных Штатах, где крыло консервативного движения активно поддерживает действующее венгерское правительство и разделяет с ним симпатии к Владимиру Путину, ненависть к ЛГБТК+, мигрантам и этническим меньшинствам, а также культ традиционных ценностей и постоянную вражду с предполагаемым мировым злом.