Жан Огюст Доминик Энгр, «Апофеоз Наполеона I», 1853.

Жан Огюст Доминик Энгр, «Апофеоз Наполеона I», 1853.

В своем недавнем обращении к лидерам партийных фракций в Государственной думе Владимир Путин заявил: «Запад пытается навязать всему миру модель тоталитарного либерализма и повсеместного запрета», однако «Россия, начав военную спецоперацию на Украине, начала кардинальный слом миропорядка по-американски».

Но раз начат слом, то какова же путинская альтернатива миру по имени Pax Americana?

Конкретно и полно Путин эту альтернативу пока не описал, наметки же выглядят весьма пафосно и неконкретно: «…народы большинства стран… стремятся не к формальному, декоративному, а к содержательному, настоящему суверенитету. И просто устали стоять на коленях, унижаться перед теми, кто считает себя исключительными. Да еще и в ущерб себе обслуживать их интересы». То есть Pax Americana однозначно отвергается, а вот детализации «содержательного, настоящего суверенитета» пока нет.

Суть и смысл «российского бунта»

Развивая в Госдуме тему нового международного порядка, Путин лишь обозначил те отвергнутые в 2021 году Западом российские требования, выполнение которых, на его взгляд, вроде бы могло позволить приблизить становление этого самого нового порядка с учетом всех российских озабоченностей. Конкретно названы: российские предложения о создании системы равной безопасности, инициатива о совместной работе по проблеме противоракетной обороны, предупреждения о неприемлемости расширения НАТО, особенно за счет бывших республик Советского Союза.

Но все эти требования, замечу, затрагивают собственно вопросы безопасности, а не мироустройства как такового.

Между тем с противоположной стороны, отмечают даже лояльные Кремлю эксперты, выстроена четкая понятийная и ценностная система. Запад во главе с США, поддерживая Украину, считает программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев, «продвигает либеральный мировой порядок, опираясь на четкие идеологические посылки», среди которых: рыночная экономика, глобализация стандартов, рынков и технологий, демократия как безальтернативная политическая форма организации государств, открытое общество и так далее. «На практике реализация данных принципов разнится от страны к стране и меняется со временем. Однако разнообразие практики мало влияет на целостность идеологии» (здесь и далее выделено нами. — Republic).

Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)

Фейсбук* Ивана Тимофеева (*соцсеть, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ)