Leonid Faerberg/Transport Photo Images/Global Look Press
Российские авиакомпании вынуждены разбирать самолеты на запчасти, чтобы обеспечить ими другие воздушные суда, утверждает Reuters со ссылкой на источники в отрасли. Причиной авиационного «каннибализма» стали санкции, введенные после начала войны в Украине. Утверждается, что «Аэрофлот» пустил на комплектующие два Boeing 747, Sukhoi Superjet 100 и почти новый Airbus A350. Кроме того, по подсчетам Reuters, основанным на данных Flightradar24, с конца июля не взлетали около 50 самолетов авиакомпании, или 15% его парка. Фарида Курбангалеева поговорила с пилотом «Аэрофлота» Андреем Литвиновым, чтобы выяснить, правда ли, что воздушные суда идут в расход ради запчастей, спасает ли ситуацию параллельный импорт, зачем пилот писал письмо Путину и что делают российские летчики, которые больше не нужны своим авиакомпаниям из-за сокращения маршрутов.
«Моральный климат отвратительный»
— Когда вы в последний раз летали в западном направлении?
— Я лично очень давно — еще до пандемии. Потом началась пандемия, потом все эти события в Украине, потом [западные страны] закрыли небо. Сейчас у нас все рейсы, в основном, по России.
— Вы помните тот момент, когда узнали, что европейские страны закрывают воздушное пространство для российских судов?
— Конечно, у нас же зарплата зависит от налета часов. И если сворачивается работа, то падает зарплата. Это мы все почувствовали на себе. «Аэрофлот» был заточен на Европу — туда выполнялось процентов 40 полетов — естественно, мы первыми ощутили на себе сокращение работы. И как следствие, [начальники] начали рассказывать возрастным летчикам, что им пора на пенсию, что потихоньку надо уходить. А чтобы люди ушли, стали их стимулировать. Объявили: тому, кто будет увольняться, выплатим 200 тысяч рублей. Это как раз специально делается для того, чтобы выдавить «лишних». Поэтому кто-то стал искать другую работу, кто-то ушел на пенсию.
— А сколько именно народу ушло из «Аэрофлота»?
— Не могу сказать [точно], цифр нет. Но уходят многие. Людей не устраивает ни зарплата, ни работа. Да и атмосфера не очень хорошая, моральный климат отвратительный.
— Вы имеете в виду климат со стороны руководства? Или в отношениях сотрудников между собой?
— Отношение со стороны руководства компании к своим летчикам. Они нас никогда не защищали. Каждый на своем месте с одной заботой — чтобы не остаться без работы и как можно дольше удержаться в этом кресле. Ну, в принципе, руководство тоже можно понять. Чтобы выживать, нужно сокращение, причем сокращение должно быть ощутимым. Иначе компания будет просто банкрот. Наземный состав тоже собираются сокращать, но другого выхода нет. Надо оптимизировать расходы и избавиться от лишних людей. В такой обстановке это нормально.
Предоставлено Андреем Литвиновым
— Как ваши коллеги оценивают перемены?
— Это никому не нравится. Раньше все спокойно работали, везде летали, свободно передвигались, ездили в отпуск в Европу. Даже [бывало] прилетали, брали напрокат машину и катались по Европе. Сейчас таких возможностей нет. В отпуск, в основном, по России ездят отдыхать, кто-то, может, в Турцию. Естественно, кому это может нравиться? Мы же привыкли к другой жизни, а теперь эту жизнь приходится менять.
— Реально ли российским летчикам устроиться на работу в другие страны? Недавно СМИ писали, что Росавиация не подтверждает опыт российских пилотов, чтобы они не могли уехать за рубеж.
— Такое было раньше, когда [в России] была нехватка летчиков. Росавиация не подтверждала пилотские свидетельства, чтобы удержать людей, чтобы они не убегали к другим [работодателям]. Но сейчас вроде как подтверждает. Пилоты уезжают — кто в Узбекистан едет работать, кто во Вьетнам, кто в Китай. В Саудовскую Аравию человек 20 из разных компаний [после начала войны] уехало. Где люди находят работу, туда и уезжают.
— Российских пилотов за границей охотно берут?
— Берут, да. Я не знаю, охотно или нет, но если наши работают за рубежом (и много кто работает) — значит, зарекомендовали себя с хорошей стороны.
— А вы сами почему не уезжаете?
— Нет, я не хочу никуда. Я люблю дом, мне и здесь хорошо. Это для молодежи — поездки все эти. Я напутешествовался за 40 лет столько по всему миру… Поэтому пусть молодежь путешествует, а я уже все.