Фото: © Nancy Kaszerman / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
12 августа в США была совершена попытка убийства знаменитого британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди. Один из примерно 2500 зрителей, собравшихся на лекцию Рушди в городке Шотоква, штат Нью-Йорк, внезапно выскочил на сцену и успел нанести писателю несколько ударов ножом, прежде чем другие зрители скрутили убийцу.
75-летний Рушди был доставлен в больницу и подключен к аппарату ИВЛ; сообщалось, что у него тяжелая травма печени и что он может потерять глаз. В воскресенье утром писателю стало лучше: он теперь может дышать самостоятельно и говорить.
Арестованный убийца — американский гражданин, мусульманин-шиит; предварительный анализ его страниц в социальных сетях, сообщил источник NBC в полиции штата, показывает, что он разделяет идеи шиитского экстремизма и поддерживает иранский Корпус стражей исламской революции (признан в США и некоторых других странах террористической организацией).
Салман Рушди — один из крупнейших британских писателей, однако особую, внелитературную известность он получил в конце 1980-х годов, после выхода романа «Шайтанские аяты» («Сатанинские стихи»). «Оскорбляющая ислам» книга вызвала массовые протесты мусульман в Индии и Пакистане, при этом погибли несколько десятков человек. В феврале 1989 года иранский аятолла Хомейни издал фетву (религиозное предписание), призывавшую к убийству писателя и всех, кто будет способствовать изданию романа.
В автобиографической книге «Джозеф Антон» (русский перевод вышел в издательстве Corpus в 2014 году) Рушди описывает воображаемые обстоятельства «издания» фетвы:
«В комнате, куда почти не проникает свет, лежит смертельно больной старец. Рядом сын, он рассказывает старцу, что в Индии и Пакистане убивают мусульман. И виной тому одна книга, говорит сын старику, книга, в которой хулится ислам.
Несколько часов спустя сын заявляется в студию иранского телевидения, у него с собой документ. Обычно фетва — постановление духовного авторитета — бывает оформлена по правилам, с подписями и печатями, а здесь — просто страничка с машинописным текстом. Официального документа, если даже таковой существовал, никто никогда не видел, но сын смертельно больного старца настаивает: такова воля его отца. Спорить с ним никто не берется. Страничку вручают ведущему новостей, и он зачитывает ее в эфире».
Угрозы «смертельно больного старца» не были пустым звуком: в начале 1990-х были убиты и ранены несколько переводчиков и издателей «Шайтанских аятов», злоумышленники минировали книжные магазины и угрожали издателям и книготорговцам. Сам Рушди с тех пор вынужден скрываться (хотя, как говорят, в последнее время несколько расслабился и стал более небрежно относится к собственной безопасности).
В книге мемуаров «Джозеф Антон» Рушди детально описывает первые дни после фетвы Хомейни, меры безопасности, которыми окружила его британская полиция, и начало новой, скрытной жизни под постоянной угрозой убийства. Первоначальные надежды, что буря шиитского гнева скоро пройдет, не оправдались: убийца попытался дотянуться до «святотатца» через 30 с лишним года после фетвы.