Перевод с французского Александра Дунаева; научный редактор Екатерина Шебалина; редактор Ольга Патрушева

Перевод с французского Александра Дунаева; научный редактор Екатерина Шебалина; редактор Ольга Патрушева

Оригинальное издание: Johan Ickx, ‘Le Bureau: Les juifs de Pie XII’ (Michel Lafon, 2020)

Споры о папе Пие XII, главе Ватикана в годы Второй мировой войны, не утихают до сих пор. Знал ли папа о Холокосте? Если знал, то что предпринимал для помощи жертвам? Почему он ни разу не выступил с публичным протестом? В 2020 году нынешний папа Франциск досрочно рассекретил архивы Пия XII, чтобы дать возможность исследователям найти ответы на эти и другие вопросы о противоречивом периоде ватиканской политики.

Издательство «Книжники» публикует «Бюро. Пий XII и евреи: секретные досье Ватикана» — исследования историка Йохана Икса, который более двадцати лет проработал в ватиканских архивах. С любезного разрешения издательства предлагаем вашему вниманию отрывок из главы, посвященной (так и не состоявшемуся) вручению ноты протеста Святого Престола нацистскому руководству.

11 февраля 1943 года, в 10:30 утра, девять мудрецов собрались на пленарное заседание. Пройдя по длинным коридорам, они вошли в величественный зал и заняли места вокруг стола. В папках кардиналов лежали материалы по текущей повестке: «Польша. Религиозная ситуация. Проект ноты Министру иностранных дел рейха».

Убеленный сединами кардинал Гранито Пиньятелли ди Бельмонте — его фамилия указывала, что он происходил из высшего неаполитанского общества — торжественно открыл заседание следующими словами:

«К сожалению, долготерпение, которое Святой Престол проявлял к немецкому правительству, было плохо расценено. На мой взгляд, ответ, полученный от правительства через его представителя при Святом Престоле, ужасен и оскорбителен. Я полагаю, что любая нота или предложение Святого Престола относительно отдельных территорий не возымеет действия. Это моральная пощечина, и мне кажется, что сейчас не время подставлять другую щеку.

В Германии и других странах мира многие задаются вопросом, почему Святой Престол не возвышает свой голос, чтобы его услышали верующие не только немцы, но и все народы. Только доведение этих фактов до всеобщего сведения может встревожить немецкое правительство. Протест должен быть направлен непосредственно главе правительства, которому следует дать понять, что мы отказываемся от привычных дипломатических практик и традиций, потому что некоторые дипломатические представители Германии не проявили уважения к этим нормам. Я бы настаивал на том, чтобы в документе между строк напомнить о лояльности католиков государству, которая тем более необходима в эпоху, когда текущие события вызывают в Германии некоторое уныние…»