Imago/ Global Look Press

У перевода бизнеса из России в другую страну много преимуществ, но далеко не у всех фаундеров есть возможность быстро переехать за рубеж. Однако продавать свой продукт за границей и подготовить почву для запуска на других рынках можно не выходя из дома. Как это сделать в нынешних условиях без отъезда в эмиграцию, рассказывает основательница агентства ZECOMMS Agency Евгения Заславская.

С конца февраля из России уехали десятки тысяч специалистов. Многие забрали с собой не только семью, но и бизнес. По данным проекта OK Russians, речь может идти о 300 тысячах человек, из которых треть — айтишники, еще треть — разные менеджеры. В Институте социального анализа и прогнозирования РАНХиГС называют более консервативную, но тоже внушительную цифру в 150 тысяч человек. Резко возросло количество релоцировавшихся предпринимателей: интерес к сервисам по релокации стартапов вырос в четыре раза. Так, спрос на перевод бизнеса из Россию только в одном направлении — в ОАЭ — увеличился, по сравнению с концом 2021 года, на 300% (данные компании Quattor Advisory).

Часть русскоязычных фаундеров вынуждены перевозить команды и проекты в другую страну из-за риска потерять доступ к зарубежным венчурным инвестициям. Но если у вас онлайн-стартап, который не зависит от стороннего финансирования, релокация — далеко не единственный способ построить международную компанию. Из России, Турции, Армении, Эмиратов вполне можно развивать бизнес в США, Европе, Латинской Америке — или, как минимум, проделать подготовительную работу для выхода в другие регионы.

Сейчас я в Москве, но моя партнерша по бизнесу переехала в Испанию. Команда тоже разбросана по разным городам и странам. Находиться одновременно везде просто физически невозможно, да и у нашего бизнеса пока не тот масштаб. При этом наше агентство работает сразу на несколько разных регионов: США, Испанию, Италию, Канаду и Юго-Восточной Азию. А прямо сейчас мы готовимся к выходу в ОАЭ и Латинскую Америку.

Пошаговая инструкция для запуска в другом регионе