Японское правительство столкнулось с небанальной проблемой — японская молодежь мало пьет. Речь, конечно, не о воде, а об алкоголе. Трезвый образ жизни, популярность которого среди молодых японцев растет уже не первый год, ударил по собираемости налогов и вдохновил японских мытарей на проведение необычного конкурса. Победителем его будет признан тот, кто предложит лучшую идею, как уговорить молодых японцев больше пить.
«Внутреннее потребление алкогольных напитков снизилось из-за демографических изменений, таких, например, как снижение рождаемости и старение населения,- говорится на сайте конкурса, главной целью которого является пропаганда употребления спиртных напитков среди молодежи. — Снижение потребления происходит и из-за изменений в образе жизни, связанных с пандемией».
Потребление алкоголя в Японии упало со 100 л на человека в 1995 году до 75 л в 2020-м. А при снижении потребления алкоголя не могут не падать поступления в казну от его продажи. В 1980 году доля налогов от продажи алкогольных напитков составляла 5% от всех налоговых поступлений Японии. К 2011 г. она сократилась до 3%, а в 2020-м опустилась ниже 2%. В том году алкоголь принес казне около $8,4 млрд, более чем на $800 млн меньше, чем в 19-м. 20Это было крупнейшее снижение поступлений налогов от алкоголя за три десятилетия.
В прошлом же году, по данным Национального налогового управления, правительство получило от продажи алкоголя ¥1,1 трлн ($8,1 млрд) или 1,7% от всех налогов. Сумма, в принципе, немалая, потому что, например, в США, по данным института Урбана, в 2019 г. алкоголь принес казне $7,7 млрд или всего лишь 0,2% всех налогов. Однак при соотношении государственного долга к ВВП на уровне, близком к 240% (по этому показателю Японию опережает лишь Зимбабве) правительство Страны восходящего солнца не может позволить себе терять налоговые поступления.