Дуччо ди Буонинсенья

Однажды я видел, как происходит отчитка бесноватой. Ну вернее — почти видел. Отчитка была по всем правилам, посторонних не допускали, да я и понятия не имел, что творится внутри очередной старой церкви. Я по привычке глазел на памятник архитектуры, не понимая, почему двери закрыты, хотя внутри явно есть люди.

Вдруг двери распахнулись, из церкви выскочила девушка, рухнула на землю, забилась в корчах, все время выкрикивая одно и то же слово. Странное, непонятное, страшное. За ней священник. Присел, положил руку на лоб ей, начал что-то шептать. Девушка постепенно успокоилась. Двое мужчин занесли ее в храм и двери закрылись снова.

Это было… Ну, как будто меня окунули в средневековье, как будто не двери сельской церкви, растворились, а стены времени рухнули, и я увидел что-то такое, что современному человеку видеть неправильно или даже неприлично.

И то, что многие наши сограждане видят регулярно: в России, как сообщает радиостанция «Говорит Москва», «огромный спрос» на процедуру изгнания бесов. Занятие, можно сказать, модное, есть священники, которые превращают его в основную свою работу, вокруг них — сплоченные группировки последователей… Вообще, вся эта невидимая скептику околоцерковная жизнь, — жутко интересная штука, на которую широкая публика начинает обращать внимание, только когда темное море выбрасывает на берег страшноватые самородки вроде схиигумена Сергия (помните, возможно, грозного лидера Среднеуральского женского монастыря, который в роликах на Youtube разоблачал разнообразных врагов православия и тоже, кстати, практиковал экзорцизм; он теперь сидит).