Франс Флорис. "Венера в кузнице Вулкана" (1560-1564)

Франс Флорис. "Венера в кузнице Вулкана" (1560-1564)

Wikipedia.org

Как рассуждать об общественных настроениях в эпоху смерти социологии? Нет, ну серьезно. Что такое социологический опрос сегодня, если он касается самой важной темы? Предположим, что прокремлевские социологические агентства никак не химичат с результатами. Отчего бы и не предположить, надо верить в хорошее и хорошо думать о людях.

О том, что огромное количество россиян, прежде охотно участвовавших в исследованиях, теперь отказываются говорить с социологами, достоверно известно. Но попробуем встать на точку зрения тех, кто продолжает отвечать на вопросы. Фактически, опрос для них превращается в нечто, похожее на умеренно интеллектуальную викторину.

Либо ты и так горячий сторонник любых действий власти, то есть уверен, что твои ответы окажутся «правильными». Либо, держа в уме все то, что знаешь об отношении государства к несогласным, не описываешь собственные мысли, а пытаешься, как при прохождении теста, найти эти самые «правильные» ответы. Тем более, что это не сложно. Анонимность? Да кто в нее верит, в эту анонимность, в наше-то цифровое время? Мало ли что. И остаются, конечно, идейные борцы с системой, не признающие компромиссов и готовые использовать любой повод, чтобы хоть до кого-то донести свою точку зрения. Но таких всегда немного.

Получается — без всякой, кстати, химии — результат, приятный начальству, но не отражающий примерно ничего. Куда ж нам плыть?

В постоянном поиске опоры для рассуждений, я, к примеру, наткнулся на такой метод: можно анализировать тексты наиболее рьяных ястребов, ультрапатриотов, которые бегут чуть впереди государственной пропаганды. Мудрые французы ведь учили нас еще в прошлом веке: чтобы понять текст — разбирай маргиналии на полях, чтобы понять, что в центре — смотри, что по краям. И сосредоточиться стоит не на пропагандистской составляющей их ярких манифестов (это иногда интересно, даже полезно, но просто, плоско), а на том, что они не договаривают, не выговаривают. На том, о чем они проговариваются.

Уязвленные чувства.

Зайду с козырей. Дмитрий Стешин, самый, наверное, известный российский «военкор», 176 тысяч подписчиков в Telegram, зеленый свет на всех телеканалах. Человек сложной судьбы, мелькал когда-то в мутных и кровавых историях с «Боевой организацией русских националистов», но давно уже в антифашистах, а кто старое помянет — тому глаз вон. У нынешних антифашистов это быстро.