Mario De Fina / Global Look Press via ZUMA Press
Десятки тысяч аргентинцев вышли на улицы Буэнос-Айреса и других городов страны в знак протеста против покушения на вице-президента Аргентины, 69-летнюю Кристину Фернандес де Киршнер. Покушение произошло в четверг 1 сентября, когда Кристина общалась со сторонниками у порога своего дома, и оно было снято на мобильные телефоны с самых различных ракурсов. На этих видео запечатлено, как неизвестный мужчина пробрался через толпу, энергично работая локтями, подошел к своей жертве и практически в упор, с расстояния нескольких сантиметров попытался выстрелить ей в лицо. У Кристины, казалось, не было не малейшего шанса выжить. Но — раздался щелчок, а выстрела не последовало. Пистолет дал осечку.
Нападавший был быстро задержан. Им оказался некий Фернандо Андрес Сабаг Монтьель, бразилец, который жил в Аргентине с 1998 года. В его пистолете было пять патронов, но остальные выстрелить ему не дали.
https://www.youtube.com/watch?v=8Lgaz5idtMU
Покушение потрясло страну. Президент Аргентины Альберто Фернандес сказал, что это был самый серьезный инцидент после того, как нация освободилась от военных диктатур и вернулась к демократии в 1983 году. Нападение на Кристину Киршнер осудили десятки глав государств мира и Папа Римский Франциск, аргентинец по национальности.
Мотивы нападавшего пока неизвестны. Однако далеко не все поверили в первоначальную версию следствия о том, что это совершил психически больной человек. «Каждому должно быть понятно, что это не изолированный инцидент, совершенный параноиком, это могло случиться лишь в атмосфере растущей политической конфронтации в стране»,— сказал губернатор Буэнос-Айреса Аксель Кисилоф.
В марте этого года большая группа протестующих из числа правых напала на сенатский офис Киршнер с выкриками «Смерть Кристине!». А на прошлой неделе оппозиционный законодатель Франциско Санчес, ярый поклонник ультраправого президента Бразилии Жаира Болсонару призвал приговорить Кристину к смертной казни по обвинению в коррупции.
Причины такой поляризации аргентинцев вокруг Кристины Киршнер кроются в прошлом страны, которая сохранила родимые пятна и военных диктатур, и популистских режимов.
Manuel Cortina / Keystone Press Agency / Global Look Press
Последние олицетворял ее супруг Нестор Киршнер, который правил страной с 2003 по 2007 год, а потом—редчайший случай в истории Латинской Америки—передал бразды правления своей супруге и она была президентом два четырехлетних срока подряд— до 2015 года. В Аргентине предполагают, что это была часть «заговора». Возможно, супруги договорились, что в 2011 году Нестор вновь вернется в президентский дворец — в Аргентине такое возможно, как и в России. Но о том, что замыслила чета, теперь остается только догадываться: в октябре 2010 года Нестор Киршнер скончался от сердечного приступа в своем родном доме в Санта-Крусе. Рокировка не состоялась и CFK, как ее называют в стране по первым буквам имени и фамилии, осталась на капитанском мостике.
Ее новой победе, как и первой, способствовал экономический бум в период правления супруга, при котором ВВП достигал ежегодных 7–8 процентов роста, снижалась до этого астрономическая инфляция и безработица. Но удержать эту высокую планку Кристине не удалось.