Фото: Wikipedia
Для Бориса Иофана, самого выдающегося из сталинских архитекторов, покровительство диктатора-убийцы было связано с постоянным риском для жизни, пишет британский арт-критик Деян Суджич в своей новой книге «Архитектор Сталина: власть и выживание в Москве» (вышла этим летом в издательстве Массачусетского технологического института).
«Иофан был готов строить всё, что требовал от него диктатор. В результате этого зодчего сейчас помнят не за его несомненный талант, а за то, что его здания определили сталинскую архитектуру в том виде, в котором она практиковалась от Варшавы до Пекина».
С лета 2008 года, когда я посетил бывшую квартиру архитектора на последнем этаже знаменитого московского Дома на набережной, рассказывает Суджич в главе из книги, размещенной на сайте издательства, я не могу выбросить Бориса Иофана из головы. Дом — на самом деле представляет собой огромный комплекс, вмещающий более 500 квартир, а также собственный кинотеатр, театр и универмаг, — был одним из самых значительных проектов архитектора.
Квартира Бориса Иофана сохранилась почти в нетронутом виде, хотя со дня смерти архитектора прошло 30 с лишним лет. Из ее окон автор книги мог видеть золотые купола нового храма Христа Спасителя — копии исторического собора, разрушенного Сталиным в 1931 году, чтобы освободить место для Дворца Советов. Из этого самого окна Иофан наблюдал, как взрывают храм.
Из альбома «Высотные здания в Москве», 1950
В этих же комнатах, в окружении друзей и коллег — многие из них вскоре будут убиты Сталиным — он праздновал свою победу в конкурсе на проект дворца, который, по его (и Сталина) замыслу, должен был стать самым высоким зданием в мире. Позже он любовался, как на строительной площадке, словно корона, вырос идеально ровный круг гигантских кранов, тщетно пытавшихся вытащить из зыбучей прибрежной грязи его великую постройку — а она никак не желала подниматься.
Когда немецкая армия подошла вплотную к Москве в 1941 году, корона исчезла, а стройка замерла; ничего не изменилось и в течение 10 с лишним лет после войны. Последние надежды Бориса Иофана на реализацию проекта рухнули, когда Никита Хрущев приказал затопить котлован дворца, устроив в нем огромный открытый бассейн. Архитектор не дожил до повторного явления храма Христа Спасителя.