Иосиф Сталин / wikipedia.org

Книгу «Госсмех. Сталинизм и комическое» (вышла в издательстве «Новое литературное обозрение») написали Евгений Добренко и Натальи Джонссон-Скрадоль. Первый — профессор Венецианского университета, автор книги «Поздний сталинизм», вторая — научный сотрудник Шеффилдского университета, исследователь функций языка в тоталитарных режимах. Авторы прослеживают эволюцию официальных жанров юмора, сатиры и комедии в сталинскую эпоху — имеющую больше ассоциаций с леденящим душу ужасом, чем с беззаботным смехом. Должно быть, многие имена, образы и сюжеты, упомянутые и проанализированные в книге, могут показаться бесконечно далекими для непосвященного читателя, даже если тот и застал СССР. Однако не стоит слишком уж преувеличивать дистанцию с современностью, убеждают авторы: «Аудитория Петросяна и Задорнова — это вчерашние зрители [советской музыкальной комедии] «Кубанские казаки»; аудитория российского государственного телевидения, изливающего сарказм в адрес осаждающих страну врагов, — это аудитория вчерашних потребителей Кукрыниксов и Бориса Ефимова. Вот почему столь важно понять, как сатира встроена в идеологический аппарат режима, служит ему, питает культуру ресентимента, чем она близка широким слоям населения, изливающим свою озлобленность и фрустрацию от неспособности модернизироваться и встроиться в современный мир». В выбранной нами главе (публикуется с сокращениями) авторы рассказывают о техниках антизападного троллинга советских сатириков, весело повествующих о язвах загнивающей Америки так, что те становятся почти неотличимыми от жизни в коммунистическом раю.