Kremlin.ru

22 сентября — особый день для Латвии, Литвы и Эстонии. В этот день отмечается Балтийский день единства. В 1236 году монахи Ордена меченосцев и крестоносцы совершили разбойничий набег на Литву, но объединившийся балтийский народ отразил атаку неприятеля. В этот же день в Эстонии отмечается День сопротивления. С 18 по 22 сентября 1944 года между отступлением немецких войск из Таллинна и входом в город солдат Красной армии было сформировано правительство Отто Тийфа. Оно просуществовало несколько дней, но его падение стало началом нового сопротивления эстонцев советской власти. Тысячи людей ушли в леса, многие начали вооруженную борьбу за независимость страны. Каковы сегодня настроения в Эстонии перед лицом новой агрессии, каково там положение русских, когда ждать окончания войны и можно ли серьезно рассматривать сценарий распада России — об этом в интервью Republic рассуждал политолог, историк, экс-депутат Рийгикогу (парламент Эстонии) от Партии реформ Аарне Веэдла.

«Педалирование темы русофобии — это одно из главных направлений пропаганды Кремля против Эстонии»

— Мы начинаем разговор с исторической даты. Не все в русскоязычной среде про нее знают. Какой смысл для современной Эстонии она несет в себе?

— В 1940 году СССР оккупировал независимую республику Эстонию. После советской оккупации началась немецкая. Но когда в 1944 году немцы ушли, а советские еще были далеко от Таллинна, эстонцы попытались восстановить свою независимость. Эстонцы создали свое правительство, повесили на здания свою национальную символику.

Более того, когда уже было понятно, что Германия будет разгромлена, между будущими победителями встал вопрос, как быть с прибалтийскими странами. В частности, об этом говорил Сталину Рузвельт. Президент США полагал, что Эстония должна быть независимой страной, и потребовал референдума. На это Сталин отвечал, что не надо путать Эстонию и Финляндию, Финляндия была автономной в Российской империи, а Эстония — нет. Но он забыл сказать, что Эстония — независимое государство, признанное большевистским правительством, куда Сталин сам входил. Так наша страна, вопреки своей воле, и осталась под оккупацией СССР. Но референдум все же состоялся, правда, только в 1991 году, когда эстонцы заявили о своей воле покончить с оккупацией.

Сегодня эту дату особо важно вспоминать, потому что украинцы так же борются за свою независимость от Москвы, от ее геополитических, имперских притязаний, как многие годы за это же самое боролся эстонский народ.

— 19 сентября в силу вступил запрет на въезд в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу россиян с шенгенскими визами. Россияне не смогут попасть на территорию указанных государств вне зависимости от того, какой страной выдана шенгенская виза. Как вы оцениваете данную меру?

— Это национальная санкция. Правильно было бы ввести такую меру по всему Евросоюзу. В ряде других стран Евросоюза с этой мерой не согласны, будут возникать сложности, поскольку в Евросоюзе, как мы все знаем, действует шенгенское пространство. Если гражданин России получил визу во Франции, значит, согласно шенгенским правилам, он спокойно может пересекать и территорию Эстонии. Сейчас Совет Евросоюза приостановил действие соглашения об упрощении визового режима с Россией, то есть получить россиянину визу станет дороже и сложнее. Наверняка теперь россияне будут получать меньше шенгенских виз. Посмотрим, как все эти ограничения будут применяться на практике. Но я также хочу заметить, что, несмотря на все эти меры, остаются гуманитарные визы.

Аарне Веэдла

Предоставлено Аарне Веэдлой

Премьер-министр Эстонии заявил, что запрет на въезд для российских туристов — это вопрос национальной безопасности для всего Евросоюза. Можно подробнее, какую опасность несут Эстонии российские туристы?

— Для нас, живущих в Эстонии и других странах Восточной Европы, очевидно и много раз доказано, что Россия использует туристический поток для подрыва безопасности наших стран. Вспомним всех этих тришкиных-мишкиных или как их там, которые приезжали под видом туристов в Европу и отравляли людей. Если существенно снизить количество виз, то у спецслужб европейских стран будет больше времени тщательно проверять, кто въезжает в их страну из России.

Кроме того, это инструмент давления на Россию, чтобы она быстрее прекратила войну в Украине и перестала угрожать другим европейским странам. Из-за внешней политики Путина страдает не только Украина, но и, надо честно признать, вся Европа. Мы все заинтересованы, чтобы российская агрессия закончилась как можно скорее, и для этого хороши все цивилизованные мирные методы. Хотя, может быть, кому-то это покажется нарушением права человека на свободу передвижения. Но это не так.

Да, сейчас вокруг этих мер много разговоров о том, зачем наказывать тех людей, которые не поддерживают войну. Но ничего не поделаешь, одна страна напала на другую и говорить о том, что граждане не отвечают за свою власть, неправильно.

Я понимаю, что сейчас в России те граждане, кто любит путешествовать по Европе, связаны с ней финансово и культурно, негодуют и возмущаются. Но, напомню, что за невыдачу туристических виз высказались лишь несколько европейских стран. Самые большие страны Евросоюза — Франция и Германия — против. А также остаются различные лазейки все-таки как-то ездить в Европу, если сильно нужно. Но символически важно показать российскому обществу, что их правительство совершает страшные вещи, развязав войну в центре Европы и убивая граждан другой страны во имя каких-то бредовый идей. Войну нужно заканчивать как можно скорее. Закончится война, вернемся к нормальным отношениям, вернем прежнюю практику выдачи виз.