Победители и проигравшие | Пиррова победа
Лед тронулся: крупнейшие совладельцы «Вымпелкома» – норвежский оператор Telenor и «дочка» «Альфы-Групп» Михаила Фридмана – вроде бы согласны прекратить корпоративную войну, идущую уже пятый год. Официально никаких переговоров между Altimo и Telenor нет: вице-президент Altimo Кирилл Бабаев эту тему обсуждать не желает, а представитель Telenor Анна Иванова-Галицына уверяет, что в нынешней ситуации, когда одна сторона давит на вторую, никаких переговоров не может быть в принципе. Но даже если Altimo действительно принудила партнера сдать свои позиции, вряд ли это можно назвать победой.

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРОИГРАВШИЕ


Со стороны может показаться, что «Альфа» должна чувствовать себя триумфатором. Еще бы: если верить неофициальным источникам, она не только вынудила Telenor поднять белый флаг, но и решить вопрос, из-за которого, собственно, и начался конфликт – объединить «Вымпелком» и крупнейшего украинского оператора «Киевстар», занимающего 42% местного рынка. При этом «Альфа» становилась бы совладельцем крупного оператора с капитализацией в $15 млрд, где ей принадлежало бы 38,6% акций. Для менеджмента «Вымпелкома» такое слияние – способ подправить репутацию, пострадавшую из-за неудачного выхода на Украину: компания так и не смогла занять сколько-нибудь заметное место на этом рынке. Отсюда, казалось бы, недалеко и до мечты основного бенефициара «Альфы» Михаила Фридмана – стать совладельцем крупного международного оператора, которую он вынашивал еще с 2001 г., когда «Альфа» сделала первые инвестиции в телекоммуникационный бизнес.
Проигравшими выглядят разве что Telenor и «Киевстар». Последний, сейчас действующий как независимый оператор, в случае слияния с «Вымпелкомом» станет всего лишь придатком российской компании. Telenor же, хоть и сохранит 39,1% акций объединенной компании, наверняка лишится возможности консолидировать ее показатели в своей отчетности. А это немало: по итогам прошлого года на долю «Киевстара» приходилось 16% всех доходов норвежской компании. Собственно, именно поэтому норвежцы всегда и возражали против объединения своих российского и украинского активов. Но что еще хуже, норвежцам придется признать себя проигравшими. Стоит ли это $3,2 млрд, в которые оценены выставленные на продажу в результате иска миноритария Farimex 26,6% акций «Вымпелкома» – еще вопрос.

ПИРРОВА ПОБЕДА


По сути, в истории с «Вымпелкомом» «Альфа» применила похожий прием, что и в конфликте с британской нефтекомпанией BP вокруг ТНК-BP. Истории эти на удивление похожи. Как и в случае с «Вымпелкомом», спор британских и российских акционеров ТНК-BP (в числе последних, кроме «Альфы» – Access Industries Леонадра Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга) возник из-за желания российских совладельцев проводить зарубежную экспансию, против чего выступала BP – той совсем не хотелось, чтобы на рынки, где она работает самостоятельно, выходила и ее «дочка». В случае с ТНК-BP «Альфа» путем скандалов и судебных исков вынудила BP уволить назначенного по рекомендации последней президента Роберта Дадли и передать управление в руки российских менеджеров. И в случае с «Вымпелкомом» «Альфа» никак не хочет отдавать контроль Telenor – ведь та и дальше может препятствовать международной экспансии оператора.
Но, похоже, от своей мечты создать крупного международного оператора «Альфа-Групп» стала еще дальше. Как ни крути, а, даже объединив «Вымпелком» с «Киевстаром», действительно крупную международную компанию не получишь. На конец прошлого года оба этих оператора, по их собственным данным, обслуживали 84 млн человек – на 11 млн меньше, чем одна лишь МТС (данные компании). Этого не хватит даже для того, чтобы попасть в топ-10 сотовых операторов мира.
Правда, у «Альфы» есть и другие активы – крупные пакеты в «Мегафоне» и российском Turkcell, которыми она еще год назад готова была пожертвовать ради того, чтобы стать совладельцем одного из лидеров рынка. Но резона продавать их сейчас по низкой стоимости нет, а крупные компании, с которыми «Альфа» вела переговоры о партнерстве, такие как Vodafone (2-е место в мировом рейтинге) или France Telecom (7-е место), окончились ничем. С партнером, который так любит вести корпоративные войны, сотрудничать мало кому хочется. Похоже, придется «Альфе» довольствоваться статусом совладельца оператора второго эшелона.