Кадр из мультфильма "Паровозик из Ромашкова" (1967)

Кадр из мультфильма "Паровозик из Ромашкова" (1967)

Youtube.com / Союзмультфильм

Сегодняшняя история для «Побочных сюжетов» — настолько красивая, что обойдемся, пожалуй, без предисловий. Сразу к делу.

Итак. Еще в 2018 году проект ООО «Абтроникс», которое позиционирует себя «как крупное предприятие в области поставок электронных компонентов, технологий и оборудования для российских предприятий военно-промышленного комплекса, космической отрасли, авиации и машиностроения», прошел в Минпромторге конкурсный отбор «на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и организации производства детской электромеханической игрушки-конструктора».

Проект «Абтроникса» не касался на этот раз ни ВПК, ни космической отрасли, ни авиации. Возможно, к счастью. Вниманию Минпромторга был представлен «Поезд Россия» — электрический паровозик с вагончиками, который весело бегал по игрушечной железной дороге.

Детям — радость, предпринимателям — почти 160 миллионов рублей компенсации четырьмя траншами. Все довольны.

Вернее, все были бы довольны, если бы не проверка. Проверка выяснила, что гениальные изобретатели просто купили в магазине несколько моделей поезда (качественных, дорогих, 15 тысяч рублей за штуку, тут не придерешься). Отодрали ярлыки производителя, наклеили свои, украсили патриотической символикой. И поезд «Россия» рванул за субсидией.

Сейчас среди обвиняемых по делу помимо представителей «Абтроникса» еще и (бывшая уже) заместительница директора департамента развития социально значимых товаров Минпромторга Лилия Нургатина. По версии следствия она позволила поезду «Россия» победить в министерском конкурсе не вовсе бескорыстно. Адвокаты, впрочем, утверждают, что негодяи просто обманули честную чиновницу, и никаких откатов она не получала. Суда пока не было, а подробности дела — у «Коммерсанта».

История а) красивая; б) довольно еще и банальная. Но вот название конструктора превращает ее в притчу. Как-то так ведь и едет поезд «Россия», правда? На вагонах — переклеенные ярлычки, внутри — пассажиры, которые вот-вот задохнутся — толи от того, что гордость за отечество переполняет их, а то ли от того, что кондиционер не работает. С перрона машет платочком, утирая слезу, растроганная чиновница средней руки. В сумочке у чиновницы что-то приятно шуршит.

Сумочка настоящая, конечно, не поддельная. От лучшего производителя, из кожи крокодильих младенцев. Что-то ведь должно тут быть настоящее.