Сергей Собянин, Сергей Шойгу и Владимир Путин / kremlin.ru

Поверхностного взгляда на новости минувшей недели — уже, заметим, не федеральные (в огромной стране с ее исполинскими мостами и бесчисленными полигонами, как известно, может случиться всякое), а вполне городские — достаточно, чтобы ощутить, как изменилась будничная жизнь после «частичной» мобилизации, объявленной президентом Путиным. Возьмем улицы многомиллионной столицы, которая долгое время считалась городом безопасным (ниже об этом подробнее), преуспевающим и цивилизованным, средой обитания растущего среднего класса, урбанистической витриной. Что здесь теперь происходит — или лучше сказать, что творится?

Сергей Собянин и Владимир Путин / kremlin.ru

Своеобразные пункты мобилизации стали стихийно возникать прямо у станций метро, где полиция начала проверять у мужчин документы и как будто даже вручать повестки некоторым из них. Соцсети переполнились подобными сообщениями, сопровождаемыми видео. Информацию подтвердил депутат Мосгордумы Кирилл Щитов, а также член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов. «Товарищи начальники, — обратился последний к властям, санкционировавшим такие меры, — вы понимаете, что творите беззаконие и создаете враждебное отношение в обществе ко всему происходящему?» В ответ на шумиху военный комиссар Москвы Максим Локтев принялся решительно все отрицать, объясняя активность правоохранителей «регулярными розыскными мероприятиями» в рамках оперативной работы по «поимке преступников».

Тем временем людей в форме все чаще стали замечать во дворах и подъездах жилых домов. А управа столичного района Филевский парк потребовала от гостиниц и хостелов предоставить информацию о постояльцах-мужчинах в возрасте от 18 до 55 лет, следует из документа, фотографией которого поделился депутат Мосгордумы Евгений Ступин. Неизвестно, впрочем, как предоставление или непредоставление такой информации связано с агрессивно проводимой операцией силовиков по задержанию иногородних клиентов хостелов, о которой сообщают СМИ.

В Москве (наряду с некоторыми другими российскими городами) группы задержания росгвардейцев теперь дежурят у военкоматов, здания которых также включены в маршруты патрулирования экипажей вневедомственной охраны, написал депутат Госдумы Александр Хинштейн. Еще парламентарий ожидаемо встал на сторону дружественного ведомства, утверждая, что сотрудники Росгвардии «не участвуют в мероприятиях по поиску и задержанию уклонистов»:

«В этом меня официально заверило руководство московского главка».

Истории уличных облав, видимо, все-таки затронули какой-то тайный нерв в высоких кабинетах, о чем мы можем косвенно судить по публичной активности путинских элит. Центральное телевидение, включая пропагандистские городские каналы вроде «Москвы24», активно цитировали сенатора Александра Клишаса, требовавшего «дать правовую оценку» вопиющей ситуации. По прошествии почти месяца с момента объявления мобилизационной кампании и за пару недель до ее предполагаемого завершения, накануне обещанного Путиным, спикера Госдумы Вячеслава Володина вдруг осенила идея «рассматривать обращения россиян по поводу частичной мобилизации и реагировать на них в приоритетном порядке». Володин даже великодушно предложил оставлять комментарии под постами в его телеграм-канале.

«Возникают разные ситуации. Если вы столкнулись с нарушениями — обращайтесь».

Вячеслав Володин / kremlin.ru

И все же наиболее обескураживающий комментарий принадлежал кремлевскому пресс-секретарю Дмитрию Пескову, который в привычной для себя беспечной манере просто посоветовал встревоженным горожанам не принимать ничего близко к сердцу — и целиком положиться на власть. А уж она как всегда разберется:

«Не надо бояться ходить по Москве. Надо задать вопрос Генпрокуратуре… Президент же поручил прокурорам сопровождать все мобилизационные мероприятия. И именно прокуратура отвечает за соблюдение законности».

Законности? Применительно к путинской России, пожалуй, ни одно другое слово в настоящий момент не выглядит большим издевательством над здравым смыслом. Но именно поэтому, в полном соответствии с кривозеркальной логикой государства, мы будем слышать это слово из уст представителей власти все чаще и чаще. В свежих Хрониках госкапитализма:

Гостехнологии. «Система создана не для того, чтобы следить за гражданами»