Президиум XX съезда Коммунистической партии Китая (КПК), 18 октября 2022 года

Президиум XX съезда Коммунистической партии Китая (КПК), 18 октября 2022 года

Xinhua / Shen Hong / Global Look Press

«Лучше быть собакой в спокойные годы, чем человеком в период хаоса» (宁為太平犬,莫做亂离人). Эта китайская метафора невольно приходит на ум, когда читаешь в докладе Си Цзиньпина XX съезду Компартии Китая определение нынешней эпохи как времени «невиданных за сто лет изменений в мире».

А ведь эти перемены, подчеркивают сейчас в Пекине, происходят «в ключевой момент, когда наша партия и многонациональный народ страны отправились в новый великий поход к всестороннему строительству модернизированного социалистического государства».

На пути к этой цели Китай развернул борьбу за доминирование в мире, для успеха в которой наряду с прочим востребована гибкость в политике. Однако нынешнее китайское руководство во главе с Си Цзиньпином пока этой способностью особо не отличалось. Об этом и не только рассказал в интервью «Хартленду» известный китаевед, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков.

Сергей Цыплаков

В своем посте в Facebook, делясь впечатлениями о сделанном на открытии съезда докладе Си Цзиньпина, вы написали: «Если бы нынешний срок был бы для Си последним, то тогда доклад вполне можно было бы считать нормальным или даже хорошим, но ведь он остается». Не могли бы «расшифровать» эту фразу?

— В этой фразе имелось в виду то, что разделы доклада Си, посвященные достигнутым результатам в предшествующие пять-десять лет, по-своему содержанию оказались значительно сильнее, чем разделы о будущих задачах. Так получилось, поскольку в период между XIX и ХХ съездами была, по сути, сформулирована долгосрочная концепция развития Китая «в новую эпоху», обозначены ее главные установки, как-то усиление партийного контроля за всеми сферами общественной жизни, внутренняя циркуляция, зеленое развитие, общее процветание, модернизация государственного управления и т. д. Я сейчас не хочу обсуждать, правильны эти концепции или неправильны, выполнимы они или невыполнимы, но главное — они были сформулированы.

Надо отдать Си должное, как руководитель государства он изо всех сил старался проложить последовательный в своем понимании курс и не допустить, чтобы партия и государство, а для Си Цзиньпина это синонимы, оказались бы кораблем, брошенным на волю волн. Если на этом съезде происходила бы ротация руководства, он мог бы сказать нечто вроде: общее направление, общая стратегия определены, вы их одобряли и поддерживали, теперь же пусть молодые руководители с новыми силами сделают все для их практической реализации. В этом случае, как представляется, это было бы достойным венцом карьеры. Но в реальной жизни получается по-другому. Си остается, а раз так, то он мог заявить только, что будем делать то, что делали раньше. А конкретные детали по многим делам он не захотел или не смог расшифровать. Данное обстоятельство не могло не отразиться на содержательности доклада.