ПМЭФ-2022. На фото (слева направо): Маргарита Симоньян, Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев

ПМЭФ-2022. На фото (слева направо): Маргарита Симоньян, Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев

youtube.com

Именно в Казахстане, считавшемся до последнего времени оплотом влияния Москвы в Центральной Азии, её стратегическим партнёром и военным союзником, мощнее всего резонанс от «специальной военной операции» и аннексирующих «референдумов». Ведущая страна центральноазиатского региона вольно-невольно «примеряет» военную операцию по «деукранизации» Украины на себя — прежде всего на свои северные области, где высока доля русскоязычного населения. Акорда резко реагирует — напрямую и через СМИ — на российский дискурс о «Южной Сибири» (так некоторые «братья» величают Северный Казахстан). Всех здесь пугает беспрецедентный всплеск националистических настроений в Госдуме, на российских телеканалах и в соцсетях с рассуждениями о защите соотечественников и русского языка на постсоветских просторах. Ведь именно с «филологического патриотизма», как прекрасно помнят в Казахстане, началась украинская трагедия.

Удар по былому

Жестокий российский натиск на «братьев-славян», по оценкам принимающих и готовящих решения в Астане, высветил реваншизм Кремля и девальвировал некогда «цветущие» двусторонние отношения с перспективой дальнейшего ухудшения. Более того, взорваны основы постсоветского евразийства, заложенные Назарбаевым и Ельциным. Ещё более деградированы практически «системообразующие» организации и институты на постсоветском пространстве, включая ещё действующую ЕАЭС и полумертвую ОДКБ. И хотя Казахстан в среднесрочной перспективе едва ли выйдет из ОДКБ, а тем более из ЕАЭС (сохраняющей некий кооперационный смысл), дальнейшее сужение участия РК в этих организациях на фоне наведения мостов с другими мировыми и региональными игроками видится неизбежным.

Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Белоруссии Александр Лукашенко и России Владимир Путин (слева направо) перед началом заседания Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. Фото ИТАР-ТАСС / Михаил Климентьев