В книге «Алхимия и жизнь. Как люди и материалы меняли друг друга» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») Айнисса Рамирес, американский ученый и писатель, пытается взглянуть на важные изобретения чуть шире, чем это принято — рассказывая не только о вызванных ими революционных преобразованиях, но и не всегда очевидных социальных издержках. «Я бы хотела, чтобы у читателей возникло чувство признательности технологиям, но не успокоенности», — пишет автор. Инновация, которая произвела потребительский фурор на родине создателей, может в итоге оказываться за тысячи миль, чтобы стать инструментом в достижении неблаговидных политических целей. Глава, посвященная грязному южноафриканскому секрету компании Polaroid, повествует именно о такой истории. Давление на корпорации, которые вели бизнес в ЮАР времен апартеида, тогда еще только нарастало. Но если говорить конкретно о Polaroid, то, учитывая осторожность, с которой действовала компания, ей все могло сойти с рук — если бы не пара упрямых сотрудников, упорство и сверхсознательность которых произвели на Рамирес сильное впечатление.