Мостовая у консульства России во Франкфурте-на-Майне

Мостовая у консульства России во Франкфурте-на-Майне

Frank Rumpenhorst/dpa/Global Look Press

Профессор Флориан Тёпфль изучает информационное воздействие российских элит на зарубежную аудиторию, а также взаимодействие новых медиа и политики в странах с недемократическими режимами, в основном на материале из России и постсоветских стран. По просьбе Декодера он рассказал о тех особенностях российских государственных СМИ, которые позволяют однозначно расценивать их работу как пропаганду.

1. Что такое пропаганда

Существует множество определений пропаганды. Англоязычная научная литература последних лет понимала пропаганду весьма широко. Например, часто встречается определение, согласно которому пропаганда — это любая форма коммуникации, которая направлена на достижение реакции, служащей целям пропагандиста. В такой широкой смысловой рамке многие формы рекламной коммуникации и маркетинга тоже могут считаться пропагандой. Некоторые авторы различают «белую пропаганду», которая работает с правдивыми утверждениями, и «черную пропаганду», которая распространяет ложь. В других — обычно более ранних — академических подходах понятие пропаганды встроено в теорию тоталитаризма. Там монополизация средств коммуникации в обществе рассматривается как обязательное условие для того, чтобы говорить о пропаганде. Однако если посмотреть, как понятие пропаганды понимается в повседневной жизни, то окажется, что в разных культурных контекстах доминируют совершенно разные значения этого слова. Например, многие люди в Германии, услышав термин «пропаганда», в первую очередь думают о нацистской пропаганде в Третьем рейхе. И это лишь один пример; спектр восприятий этого термина чрезвычайно широк.

2. В чем тогда особенность российской пропаганды?

Опираясь на это разнообразие определений, можно с уверенностью сказать, что новостное вещание российских государственных СМИ, безусловно, можно охарактеризовать как «пропаганду».